ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА
решением Педагогического Совета
СПб ГАДОУ детского сада № 18
Калининского района Санкт-Петербурга
Протокол от 30 августа 2024 года № 1
Заведующим СПб ГАДОУ детского сада №18
Калининского района Санкт-Петербурга
________________И.В. Ковальская
Приказ от 30 августа 2024 года № 34/2 –А
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Учимся по сказке»
для детей дошкольного возраста
срок освоения 2 года
Автор:
Лях Валентина Анатольевна,
педагог дополнительного образования;
Содержание программы:
Пояснительная записка .................................................................................................................. 2
Актуальность и особенности программы...................................................................................... 2
Новизна программы ....................................................................................................................... 3
Цель программы ............................................................................................................................. 3
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей ........................................................... 3
младшего возраста (3-4 года)......................................................................................................... 3
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей ........................................................... 6
среднего возраста (4-5 лет) ............................................................................................................ 6
Направленность данной программы ............................................................................................. 9
Возраст детей, участвующих в реализации программы ............................................................... 9
Задачи программы для младшего возраста (3 – 4 года).............................................................. 10
Ожидаемые результаты для младшего возраста (3-4 года) ........................................................ 10
Формы работы с детьми и подведение итогов ............................................................................ 10
Примерная структура и содержание занятий.............................................................................. 10
Время проведения занятий .......................................................................................................... 11
Задачи программы для среднего возраста (4 – 5 лет) ................................................................. 11
Ожидаемые результаты для среднего возраста (4-5 лет)............................................................ 11
Формы работы с детьми и подведение итогов ............................................................................ 11
Примерная структура и содержание занятий:............................................................................. 12
Время проведения занятий .......................................................................................................... 12
2.Учебно – тематический план .................................................................................................... 12
2.1. Учебный план младшей группы (возраст детей 3-4 года) .................................................... 12
2.2. Учебно - тематический план на год младшей группы .......................................................... 12
(возраст детей 3 - 4 года) ............................................................................................................. 12
2.3. Учебный план средней группы (возраст детей 4-5 лет) ....................................................... 14
2.4. Учебно - тематический план на год средней группы............................................................ 14
(возраст детей 4 - 5 лет) ............................................................................................................... 14
3.Содержание программы ............................................................................................................ 16
3.1. Младшая группа (возраст детей 3 - 4 года) ........................................................................... 16
3.2. Средняя группа (возраст детей 4 - 5 лет)............................................................................... 20
4.Методическое и материально – техническое обеспечение программы .................................. 24
5.1 Методическое ......................................................................................................................... 24
5.2 Материально - техническое: .................................................................................................. 25
5.Список используемой литературы ........................................................................................... 25
7.Педагогическая диагностика......................................... 25
2. Пояснительная записка
Дошкольное детство - особый период в развитии личности ребенка. Дети задают много
вопросов, новая информация им интересна и необходима. В этот период память по скорости
развития опережает другие психические процессы. Легкость, с которой дети запоминают
стихи, считалки, сказки, образы, сюжеты, объясняется бурным развитием их природной
памяти. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы
видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности
ребенка, т.к. усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами
поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без
памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширения связей ребенка с
окружающим миром. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше
запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которым
он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е.
ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и
воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.
Цель педагога помогать и, играя, научить ребенка правильно запоминать. Для
улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания.
Этому-то и способствует мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное
запоминания, сохранение и воспроизведения информации. Использование мнемотехники для
дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее
использованием - развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной,
тактильной), мышления, внимания, воображения.
Мнемотехника включает в себя искусственные приемы запоминания информации.
Занятия по мнемотехнике совершенствуют эффективность памяти, которая определяется
тремя параметрами: Объем памяти, полнота и точность воспроизведения, прочность и
длительность хранения информации. На совершенствование этих составляющих и
направлена работа педагога на этих занятиях.
Актуальность и особенности программы:
Дошкольный возраст — это возраст образных форм сознания, и основными средствами,
которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные
эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические
исследования Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, одной из основных способностей,
складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению
познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию – это способность к
наглядному моделированию. В настоящее время существуют разные программы и
технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.
Одной из них является мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая
последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации
зрительных образов. Мнемотехника способствует формированию целостного восприятия
окружающего мира; развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи
адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач, содействует
развитию интереса, мотивации к изучению нового, активному участию в образовательном
процессе. Мнемотехника предполагает решение задач по речевому развитию, развитию
мелкой моторики рук, развитию основных психических процессов: памяти, внимания,
мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования
информации, то есть преобразование ее из символов в образы, что облегчает запоминание у
детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Новизна программы:
Особое место в решение задач улучшения памяти занимает осмысленная,
интеллектуально насыщенная работа педагога над материалом, его творческий подход при
проведении занятий, введение материала программы в уже имеющуюся систему знаний.
Программа по мнемотехнике «Учимся по сказке» развивает не только память, но и
индивидуальные способности ребёнка, учит рациональным приемам обработки информации.
Авторским вкладом является разработка перспективного планирования тем занятий,
содержания занятий, написание текстов авторских сказок. Всё это реализуется через
использование приёмов мнемотехники. Содержание произведений понятно и доступно
детям, расширяет их опыт, формирует нравственные качества. Включена практическая часть
– работа с мнемотаблицами, коллажами, набором серии сюжетных картинок. Педагогу важно
заинтересовать детей содержанием материала, создать мотивацию, психологический
комфорт в детском коллективе. Ведь именно в памяти проявляется своеобразная форма
внутреннего сотрудничества ребёнка с самим собой.
Цель программы:
Выработать у детей приемы умственного труда, обучить их методам и приемам
рациональной обработке получаемой информации. Развитие основных мыслительных
процессов: памяти, мышления, внимания, воображения.
В ходе занятий у детей начинают вырабатываться навыки культуры умственного труда:
1.
Применение приемов мнемотехники.
2.
Системность, увязывание любой информации, умение устанавливать связи.
3.
Выделение главного, умение анализировать, выделение опорных точек.
4.
Осознание логики построения материала, поиск закономерностей.
Реализация программы позволяет подобрать индивидуальный ключ запоминания и
обработки информации каждому ребенку с учетом индивидуальных особенностей мышления
ребенка. Развитие творческого, нетрадиционного видения мира.
Выработка особой структуры занятий позволяет заниматься с детьми без физического,
эмоционального и психического напряжения.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
младшего возраста (3-4 года)
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам».
Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от
взрослого – характерная черта кризиса трех лет.
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких
чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное
отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих
поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые
ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются
нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием
характеризуются девочки.
Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно,
действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально
развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное
отношение к окружающему. Стремление ребенка быть независимым от взрослого и
действовать, как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.
3–4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с
определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть
несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом
дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы
сказали, что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются
указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к
взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать на это, не
испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих
неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в
большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого.
В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочкаженщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего
пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности,
аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и
т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают
детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают
проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.
У нормально развивающегося 3-летнего человека есть все возможности овладения
навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться,
пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные
нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной
культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные
навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним
из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.
В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность
составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать
основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к
целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).
3-4 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по
формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости,
выносливости).
Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах
предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у
ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные
сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий).
Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет
3–4 цвета по названию и 2–3 из них самостоятельно назовет. Малыш способен верно выбрать
формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может
еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше»,
и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или
меньший. Труднее выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более
пяти
предметов
детям
трехлетнего
возраста
не
следует
предлагать).
В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры),
групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них
складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со
столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за
домом – гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно
с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные
отношения (предлогами и наречиями).
В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть,
потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребенка определенным
образом реагирует: в одно время хочется спать, в другое – завтракать, гулять.
Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей
действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями
возраста, с другой, его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего
окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых
общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко,
одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая,
грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач,
шофер, дворник), праздниках (новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега,
песка (снег белый, холодный, вода теплая и холодная, лед скользкий, твердый; из влажного
песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет
состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни малыш
различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает 2–3 вида птиц,
некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость
проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но
привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не
отвлекается от него.
Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную
окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их
памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки,
ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не
больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления
запоминаются прочно и надолго.
Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу
путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки,
мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок
учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.
В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш
действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки,
камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый
для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять
такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой
деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями,
приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет способен подражать и
охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребенка первой половины 4-
го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей,
отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты игр простые,
неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре,
договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно
разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам)
ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр,
использует речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают
предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых
задействовано 2-3 подруги.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь
младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода,
игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи:
согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно
экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые
вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об
эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. В
этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям
развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи,
понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного.
В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес
к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми
произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью
взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с
удовольствием вместе со взрослым рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих
вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т.е. соотносит картинку и прочитанный
текст. Начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова,
фразы. Уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.
Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением
процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов,
улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в
каждом
трудовом
процессе).
Маленькие
дети
преимущественно
осваивают
самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять
отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется
изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы
предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют - трудно догадаться, что изображено
ребенком.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
среднего возраста (4-5 лет)
4–5-летними детьми социальные нормы и правила поведения все еще не осознаются,
однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не
надо) себя вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается
норм и правил со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам
дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и
«пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут
по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности,
доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает
неустойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что
ребенок «хорошо себя ведет» только в отношении наиболее значимых для него людей.
В этом возрасте у детей появляются представления о том, как «положено» вести себя
девочкам, и как – мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не
только поведение другого, но и своего собственного и эмоционально его переживают, что
повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом, поведение 4–5-летнего
ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых
ситуациях ребенку все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о
необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
Для этого возраста характерно появление групповых традиций: кто где сидит,
последовательность игр, как поздравляют друг друга с днем рождения, элементы группового
жаргона и т. п.).
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания,
купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по
назначению атрибуты, сопровождающие их: мыло, полотенце, носовой платок, салфетка,
столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети
свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
Появляется сосредоточенность на своем самочувствии, ребенка начинает волновать
тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать
свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
4-5-летние дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной
принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у
меня короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»). Проявляют
стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик-сын, внук,
брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Овладевают
отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей
соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие
проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель»,
«Балерина», они больше тяготеют к «красивым» действиям. К пяти годам дети имеют
представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий,
видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских
и мужских качествах. В этом возрасте умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной
принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими,
которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.),
постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий
его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в
игре. Дети 4–5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя
последовательность этих действий уже соответствуют реальной действительности: ребенок
сначала режет хлеб, и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем возрасте и в
самом начале дошкольного последовательность действий не имела для игры такого
значения). В игре ребята называют свои роли, понимают условность принятых ролей.
Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. В процессе игры роли могут
меняться.
В 4–5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и
предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от 2 до 5
детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15–20 минут, в отдельных
случаях может достигать и 40–50 минут. Дети этого возраста становятся более
избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по
играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), все более ярко
проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребенок еще не относится
к другому ребенку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики
персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком
общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети
все чаще стараются договориться с партнером, объяснить свои желания, а не настоять на
своем.
Развивается моторика дошкольников. Так, в 4–5 лет ребята умеют перешагивать через
рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см
от пола), руки на поясе. Подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее 3–4 раз
подряд в удобном для ребенка темпе). Нанизывают бусины средней величины (или
пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жестким наконечником). Ребенок
способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что
позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более
сложными.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не
является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется
практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо
отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4–5 лет
протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять,
что такое план комнаты. Если ребенку предложить план части групповой комнаты, то он
поймет, что на нем изображено. При этом возможна небольшая помощь взрослого,
например, объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью
схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по
отметке на плане).
К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего
малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные
предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в
деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент
произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с
правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет ребенок
может запомнить уже 5-6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых ему
картинках.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в
общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в
практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к
интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем?
для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного
характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских
ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в
уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни
реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно
переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной
деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации «чистого общения».
Для поддержания сотрудничества установления отношений в словаре детей появляются
слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия,
сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого
общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности:
регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения.
В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой
происходят значительные изменения. В большинстве своем дети этого возраста уже четко
произносят все звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной
речи, придумывания новых слов и выражений («у лысого голова босиком», «смотри, какой
ползук» (о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты,
сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко
запоминают и сочиняют подобные. Пятилетки умеют согласовывать слова в предложении и
способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель,
посуда. Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать
литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той
или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще
самостоятельно рассказывать.
Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение
может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы,
связанные с «анализом» произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную
роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В 4-5 лет дети способны долго
рассматривать книгу, рассказывать по картинке о ее содержании. Любимую книгу они легко
находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро
забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают
требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с
развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от
прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям
произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок,
рассказов. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные
повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков
прочитанных произведений. Цепкая память позволяет ребенку 4-5 лет многое запоминать, он
легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского
труда как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых
процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям
осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети
замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.
Направленность данной программы:
Социально – педагогическая.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
В
реализации
программы
участвуют
дети
младшего
и
среднего
возраста.
Задачи программы для младшего возраста (3 – 4 года)
1.
Познакомить детей с мнемотехническими приёмами запоминания в процессе
знакомства с произведениями разных жанров: стихов, сказок, рассказов;
2.
Формировать умение детей соотносить знаковые символы в мнемотаблице,
устанавливать аналогии образам, действиям, событиям;
3.
Формировать умение детей в совместной деятельности с педагогом запоминать
произведения с помощью мнемотаблицы, коллажа, серии сюжетных картинок;
4.
Развивать умение связно и последовательно пересказывать сказки, стихи и
рассказы с помощью педагога;
5.
Развивать эмоциональную отзывчивость на прочитанные произведения;
6.
Развивать логическое мышление, внимание, слуховую, зрительную память;
7.
Развивать
у
детей
умственную
активность,
сообразительность,
наблюдательность, умение сравнивать, учить выделять существенные признаки;
8.
Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
9.
Развивать мелкую моторику рук.
Ожидаемые результаты для младшего возраста (3-4 года)
1.
Дети ориентируются и владеют с помощью педагога основными
мнемотехническими приёмами запоминания;
2.
Активно вступают в контакт с собеседником;
3.
Выделяют основную сюжетную линию произведения;
4.
При небольшой помощи педагога связно и последовательно пересказывают
сказки, стихи и рассказы через сюжетосложение;
5.
Эмоционально отзывчивы на прочитанное произведение;
6.
У детей развита адекватно возрасту внимание, слуховая и зрительная память;
7.
Владеют карандашом, аккуратны в работе.
Формы работы с детьми и подведение итогов:
1.
2.
3.
4.
Подгрупповые игровые занятия;
Наблюдения педагога;
Тематические игры и игровые упражнения;
Открытые игровые занятия для родителей и педагогов.
Примерная структура и содержание занятий:
1.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Первая
часть занятия отведена на изучение нового материала, знакомство со сказкой,
стихотворением, литературным произведением, а вторая часть занятия практическая (работа
с мнемотаблицами, коллажами
2.
Настройка детей на занятие
3.
Знакомство с текстом произведений: сказка, рассказ, стихотворение.
4.
Заучивание стихотворений с помощью коллажа и мнемотаблиц.
5.
Игровая беседа по содержанию услышанного.
6.
Совместно с педагогом воспроизведение текста с опорой на серию картинок,
мнемотаблиц, коллажей.
7.
Игры, игровые упражнения по теме занятия (восприятие, воображение,
ассоциации)
8.
Упражнения на развитие моторики рук.
Время проведения занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность – 15 минут, 1 час равен 15
минутам.
Задачи программы для среднего возраста (4 – 5 лет)
1.
Продолжать знакомить детей с мнемотехническими приёмами запоминания в
процессе знакомства с произведениями разных жанров: стихов, сказок, рассказов;
2.
Стимулировать детей более самостоятельно соотносить знаковые символы в
мнемотаблице, коллаже, устанавливать аналогии образам произведений, способствовать
запоминанию текстов;
3.
Развивать связную и последовательную речь, эмоционально окрашивать её при
пересказе и составлении рассказов по коллажу;
4.
Расширять возможности детей запоминать произведения, используя более
сложные мнемотаблицы и коллажи;
5.
Продолжать развивать умственную активность, сообразительность,
наблюдательность;
6.
Развивать логическое и образное мышление, внимание, слуховую, зрительную
память;
7.
Закрепить умение детей выделять существенные признаки предметов и сюжетов,
упражнять в нахождении ассоциаций; стимулировать творческую активность;
8.
Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в
современном обществе.
9.
Воспитывать у детей любовь к чтению и пересказу произведений разных
жанров.
10.
Развивать мелкую моторику рук.
Ожидаемые результаты для среднего возраста (4-5 лет)
1.
Дети с небольшой помощью педагога используют в пересказе основные
мнемотехнические приёмы запоминания после знакомства с произведениями разных жанров:
стихов, сказок, рассказов;
2.
Понимают, что символом можно закодировать реальный образ;
3.
Самостоятельно соотносят знаковые символы с героями и событиями в
произведениях, перекодируют информацию (преобразовывают из абстрактных символов в
образы);
4.
Самостоятельно определяют произведение, его название, закодированное в
мнемотаблице, коллаже;
5.
Через основную сюжетную линию произведения связно и последовательно
воспроизводят его через сюжетосложение, активно помогают друг другу;
6.
Эмоционально отзывчивы на прочитанное и пересказанное произведение,
радуются за результат своего труда;
7.
У детей развита адекватно возрасту внимание, слуховая и зрительная память;
8.
Владеют карандашом, аккуратны в работе, доводят начатую работу до конца.
Формы работы с детьми и подведение итогов:
1.
2.
3.
4.
Подгрупповые игровые занятия;
Наблюдения педагога;
Тематические игры и игровые упражнения;
Открытые игровые занятия для родителей и педагогов.
Примерная структура и содержание занятий:
1.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Первая
часть занятия отведена на изучение нового материала, знакомство со сказкой,
стихотворением, литературным произведением, а вторая часть занятия практическая (работа
с мнемотаблицами, коллажами
2.
Настройка детей на занятие
3.
Знакомство с текстом произведений: сказка, рассказ, стихотворение.
4.
Заучивание стихотворений с помощью коллажа и мнемотаблиц.
5.
Игровая беседа по содержанию услышанного.
6.
Совместно с педагогом воспроизведение текста с опорой на серию картинок,
мнемотаблиц, коллажей.
7.
Игры, игровые упражнения по теме занятия (восприятие, воображение,
ассоциации)
8.
Упражнения на развитие моторики рук.
Время проведения занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность – 20 минут, 1 час равен 20
минутам.
3.
3.1.
Учебно – тематический план
Учебный план младшей группы (возраст детей 3-4 года)
Теория 0,5, практика 0,5 от одного часа занятий с детьми
Месяц проведения занятий
Ча
Модуль программы
№
сы IX
X
XI XII
I
II
III IV
1.
2.
3.
4.
Итого:
Вводное занятие
Тематические игровые занятия
с педагогом
Проведение открытых занятий
для педагогов и родителей
Обобщающее занятие
1
1
33
3
4
4
4
4
1
3
4
4
V
3
1
1
1
36 часов
3.2. Учебно - тематический план на год младшей группы
(возраст детей 3 - 4 года)
Теория 0,5, практика 0,5 от одного часа занятий с детьми
Месяц проведения занятий
Ча
№
Тема недели
IX
X
XI XII
I
II
III IV
сы
Педагогическая диагностика по календарному учебному графику
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Мы дружные ребята.
Осень пришла.
Русская народная сказка
«Репка»
Вот такой наш огород!
Сказка «Огородная»
Сказка «Петух и наседка»
Э. Шим
Стихотворение
З. Александровой «Утром»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
V
№
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Тема недели
Удмуртская сказка
«Мышь и воробей»
Русская народная сказка
«Кот, петух и лиса»
Русская народная сказка
«Волк и семеро козлят»
Перелётные птицы. Сказка о
перелетных птицах «На озере»
Сказка «На машине»
Домашние питомцы
«Кошка с котятами»
Сказка «Три медведя»
Украинская народная сказка
«Рукавичка»
Стихотворение А. Барто
«Дело было в январе»
Рассказ В.Г. Сутеева «Ёлка»
Зимние забавы. Разучивание
стихотворения «1,2,3,4,5»
В. Степанова.
Пересказ сказки «Снежная
баба» Т.А. Куликовской
Зима в лесу. Пересказ сказки
«Зачем медведь лапу сосёт»
Т.А. Куликовской
Одежда зимой. Сказка «Как
одежда обиделась» И. Гурина
Птицы зимой. Заучивание
стихотворения Л. Громова
«Синичка»
Дикие животные. Сказка Т.
Куликовской «Почему волк на
луну воет»
Наши друзья птицы – ворона.
Заучивание стихотворения А.
Кропотина «Ворона»
Русская народная сказка
«Лисичка сестричка и серый
волк»
Русская народная сказка
«Заюшкина избушка»
Мамин праздник. Разучивание
стихотворения Г. Виеру
«Мамин день»
Сказка «Лиса и журавль»
Птицы весной. Разучивание
стихотворения Е. Тараховская
«Мы построили скворечник»
Ча
сы
IX
X
1
1
1
1
Месяц проведения занятий
XI XII
I
II
III IV
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
V
№
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
3.3.
Тема недели
Ча
сы
IX
X
Месяц проведения занятий
XI XII
I
II
III IV
Сказка «Как речка медведя
1
разбудила» Т. Куликовская
Весенние забавы.
1
В Степанов «Апрель»
Прогулка в зоопарк.
Стихотворение «Сидит белка
1
на тележке»
Словацкая народная сказка
1
«У солнышка в гостях»
Первые цветы. «Носит
1
одуванчик желтый
сарафанчик»
Насекомые. К. Чуковский
1
«Муха - Цокотуха»
Сказка Т. Куликовская
1
«Как звери помогли зайцу»
Насекомые. Н. Нищева
1
«Прилетела к нам пчела»
Педагогическая диагностика по календарному учебному графику
Итого:
36 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
Учебный план средней группы (возраст детей 4-5 лет)
Теория 0,5, практика 0,5 от одного часа занятий с детьми
Месяц проведения занятий
Час
№
Модуль программы
ы
IX
X
XI XII
I
II
III IV
1.
2.
3.
4.
Итого:
V
Вводное занятие
Тематические игровые занятия
с педагогом
Проведение открытых занятий
для педагогов и родителей
Обобщающее занятие
1
1
33
3
4
4
4
4
1
3
4
4
V
3
1
1
1
36 часов
3.4. Учебно - тематический план на год средней группы
(возраст детей 4 - 5 лет)
Теория 0,5, практика 0,5 от одного часа занятий с детьми
Месяц проведения занятий
Час
№
Тема недели
IX
X
XI XII
I
II
III IV
ы
Педагогическая диагностика по календарному учебному графику
Здравствуй, осень!
1.
1
1
Е. Трутнева «Улетело лето»
Сказка В. Сутеева «Мешок
2.
1
1
яблок»
3.
Сказка «Случай в лесу»
1
1
Русская народная сказка
4.
«Как коза избушку
1
1
построила»
V
№
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Тема недели
Сказка «Вот такой
помощник»
Стихотворение С.
Михалкова «Хозяйка с
базара домой принесла»
Русская народная сказка
«Петушок и бобовое
зернышко»
Украинская народная сказка
«Колосок»
Сказка «Они улетели, а мы
остались» авторская
Сказка «Два жадных
медвежонка»
Стихотворение «Про
ноябрь» И. Гурина
Сказка «Заяц – Хваста»
Сказка «Горка» Т.А.
Куликовская
Стихотворение «Я декабрь,
старший сын» Наталия
Зубарева
Рассказ «Игрушки» Т.А.
Шорыгина
Стихотворение И. Гурина
«Дед Мороз и звери»
Стихотворение С. Маршака
«Январь»
Сказка «Мороз и заяц»
Стихотворение С. Маршака
«Где обедал воробей…»
Сказка «Как белка спасла
зайца» авторская
Русская народная сказка «По
щучьему велению»
Стихотворение И. Бурсова
«Хитрые санки»
Стихотворение В.
Маяковского «Что такое
хорошо и что такое плохо»
Рассказ К. Ушинского
«Проказы старухи – зимы»
Стихотворение П.
Соловьевой «День и ночь»
Стихотворение В.
Шуграевой «Маме»
Мордовская сказка «Как
собака друга искала»
Час
ы
IX
X
1
1
1
1
1
1
1
1
Месяц проведения занятий
XI XII
I
II
III IV
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
V
№
Тема недели
Час
ы
IX
X
Месяц проведения занятий
XI XII
I
II
III IV
Сказка Т. Куликовской «Как
1
1
сугроб в лесу весну
встречал»
Сказка В. Сутеева «Палочка 29.
1
выручалочка»
Стихотворение С. Маршака
30.
1
«Апрель»
Сказка Т. Шорыгиной
31.
1
«Лисёнок и ёжик»
Б. Заходер «Собачкины
32.
1
огорчения»
Педагогическая диагностика по календарному учебному графику
Стихотворение З.
33.
1
Александровой «Дождик»
34. В. Сутеев «Разные колеса»
1
Сказка Т. Шорыгиной
35.
1
«Лесные домики»
Стихотворение о Санкт –
36.
1
Петербурге
Итого:
36 часов
V
28.
1
1
1
1
1
1
1
1
4. Содержание программы:
4.1. Младшая группа (возраст детей 3 - 4 года)
Теория 0,5, практика 0,5 от одного часа занятий с детьми
№
Тема
1.
Мы дружные ребята.
2.
Осень пришла.
Русская народная сказка
«Репка»
3.
Вот такой наш огород!
4.
Сказка «Огородная»
5.
Сказка «Петух и наседка»
Э. Шим
Содержание
Теория: Познакомить с классификацией «Игрушки».
Составление рассказа по коллажу «Наши игрушки в
детском саду» Заучивание стихотворения по мнемотаблице
«Много игрушек» Н. Найдёнова.
Практика: Игра «Кого не стало?», Игра «Много - один».
Теория: Беседа по коллажу «Осень пришла» - дать детям
знания об основных признаках осени. Рассказывание
сказки «Репка» по серии картинок. Привлечение детей к
рассказыванию.
Практика: раскрашивание раскраски репка, игра «Собери
сказку»
Теория: Познакомить с классификацией «Овощи».
Упражнять в ответе на вопрос «Что это?», «Какой?» Беседа
о том, как люди делают запасы на зиму. Разучивание
стихотворения по мнемотаблице «В огороде много гряд»
А. Прокофьев.
Практика: Игра «Назови овощ».
Теория: Закрепить название овощей. Чтение сказки
«Огородная». Ответы на вопросы по сказке. Рассказывание
сказки по иллюстрациям.
Практика: Игра «Назови овощ», игра «Четвёртый
лишний», раскраски «Овощи».
Теория: Знакомство со сказкой «Петух и наседка»
Рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказке
№
Тема
6.
Стихотворение
З. Александровой «Утром»
7.
Удмуртская сказка «Мышь
и воробей»
8.
Русская народная сказка
«Кот, петух и лиса»
9.
Русская народная сказка
«Волк и семеро козлят»
10.
Перелётные птицы. Сказка
о перелетных птицах «На
озере»
11.
Сказка «На машине»
12.
Домашние питомцы
«Кошка с котятами»
13.
Сказка «Три медведя»
Содержание
«Петух и наседка». Напомнить детям как называется
куриная семья (курица – наседка, петух, цыплята).
Привлечение детей к рассказыванию сказки по
иллюстрациям.
Практика: Игра «Кто как кричит?», игра «Кто что ест?»
Теория: Познакомить детей с некоторыми птицами.
Образование уменьшительно - ласкательных
существительных. Разучивание стихотворения по
мнемотаблице З. Александровой «Утром».
Практика: Игра «Чудесный мешочек».
Теория: Знакомство со сказкой «Мышь и воробей»
Рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказке
«Мышь и воробей». Привлечение детей к рассказыванию
сказки по иллюстрациям и разыгрывание сказки с
помощью настольного театра.
Практика: Игра «Кто что ест?».
Теория: Знакомство со сказкой «Кот, петух и лиса»
Закрепление знаний о диких и домашних животных.
Рассказывание сказки по иллюстрациям. Показ сказки
педагогом (настольный театр).
Практика: Игра «Кого не стало», «Что сначала, что
потом».
Теория: Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»
Пополнить знания детей о диких животных. Рассказывание
сказки по иллюстрациям. Привлечение детей к
рассказыванию сказки по иллюстрациям. Показ сказки
педагогом (настольный театр)
Практика: Игра «Что сначала, что потом».
Теория: Бесед по картинке «Птицы улетают» Дать знания
о перелётных птицах, месте их зимовки. Рассказывание
сказки о перелётных птицах «На озере» Н. Харинская.
Практика: Игра «Чудесный мешочек»
Теория: Знакомство со сказкой «На машине» Н. Павлова.
Пополнить знания детей о диких и домашних животных.
Рассказывание сказки по иллюстрациям. Привлечение
детей к рассказыванию сказки по иллюстрациям.
Практика: Игра «Чей хвостик»
Теория: Рассматривание картины «Наша кошка»,
составление рассказа вместе с педагогом по картине.
Разучивание стихотворения по коллажу П. Воронько
«Пирог»
Практика: Упражнение «Кого не стало», игра «Найди
домашних животных»
Теория: Рассматривание коллажа по сказке «Три медведя»
Рассказывание сказки «Три медведя» (настольный театр).
Привлечение детей к рассказыванию сказки по
иллюстрациям и настольному театру
Практика: Сравнение мебели и посуды в доме медведей.
Раскладывание мебели и посуды в соответствии с
размерами медведей – закрепление понятия «большой –
маленький». Раскрашивание раскраски по желанию детей
№
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Тема
Содержание
Теория: Рассматривание коллажа по сказке «Рукавичка»
Рассказывание сказки «Рукавичка» (настольный театр).
Украинская народная
Привлечение детей к рассказыванию сказки по
сказка «Рукавичка»
иллюстрациям и настольному театру.
Практика: Игра «Чей хвостик», дорисовка «Украсим
варежку».
Теория: Рассматривание коллажа «Зима» Определение
характерных признаков зимы. Составление рассказа вместе
Стихотворение А. Барто
с педагогом о зиме. Разучивание стихотворения по коллажу
«Дело было в январе»
«Дело было в январе» А. Барто.
Практика: Игра «Найди диких животных».
Теория: Рассматривание коллажа к рассказу «Ёлка»
рассказывание рассказа по иллюстрациям. Составление
Рассказ В.Г. Сутеева
рассказа про Новый год по картине.
«Ёлка»
Практика: Игра «Чудесный мешочек», упражнение
«Найди по описанию», украсим Новогоднюю ёлку.
Теория: Рассматривание коллажа на тему «Зимние
забавы», составление вместе с педагогом рассказа по
Зимние забавы.
картине. Разучивание стихотворения «1,2,3,4,5» В.
Разучивание стихотворения
Степанова.
«1,2,3,4,5» В. Степанова.
Практика: Упражнение «Третий лишний», игровое
упражнение «Найди по описанию».
Теория: Закрепление знаний детей о зимних забавах в
городе и деревне. Чтение и пересказ сказки «Снежная
Пересказ сказки «Снежная
баба» по серии сюжетных картинок.
баба» Т.А. Куликовской
Практика: Игры: «Назови одним словом», «Часть –
целое».
Теория: Закрепление знаний детей о жизни животных в
лесу. Рассматривание коллажа на тему: «Зима в лесу».
Зима в лесу. Пересказ
Рассказывание сказки «Зачем медведь лапу сосёт» по серии
сказки «Зачем медведь лапу
сюжетных картинок.
сосёт» Т.А. Куликовской
Практика: Игра «Кого не стало?», «Назови одним
словом».
Теория: Рассматривание коллажа «Мы идём гулять»,
рассматривание серии картинок «Зимняя одежда».
Одежда зимой. Сказка «Как
Прочтение и пересказ сказки «Как одежда обиделась» по
одежда обиделась» И.
серии сюжетных картинок.
Гурина
Практика: Упражнение «Найди пару». Дорисовка
«Украсим варежку».
Теория: Рассматривание коллажа «Птицы у кормушки»,
составление рассказа по картине «Птицы зимой»,
Птицы зимой. Заучивание
рассматривание иллюстраций зимующих птиц. Заучивание
стихотворения Л. Громова
стихотворения по мнемотаблице Л. Громова «Синичка»
«Синичка»
Практика: Упражнение «Кто лишний», игровое
упражнение «Чудесный мешочек».
Теория: Закрепление знаний детей о диких животных в
лесу. Рассматривание коллажа на тему: «Зима в лесу».
Дикие животные. Сказка Т.
Рассказывание сказки «Почему волк на луну воет» по
Куликовской «Почему волк
иллюстрациям.
на луну воет»
Практика: Игра «Что изменилось», «Найди малыша»,
«Назови ласково».
№
Тема
23.
Наши друзья птицы –
ворона. Заучивание
стихотворения А.
Кропотина «Ворона»
24.
Русская народная сказка
«Лисичка сестричка и
серый волк»
25.
Русская народная сказка
«Заюшкина избушка»
26.
Мамин праздник.
Разучивание стихотворения
Г. Виеру «Мамин день»
27.
Сказка «Лиса и журавль»
28.
Птицы весной. Разучивание
стихотворения Е.
Тараховская «Мы
построили скворечник»
29.
Сказка «Как речка медведя
разбудила» Т. Куликовская
30.
Весенние забавы. В
Степанов «Апрель»
31.
Прогулка в зоопарк.
Стихотворение «Сидит
белка на тележке»
32.
Словацкая народная сказка
«У солнышка в гостях»
Содержание
Теория: Рассматривание картины «Ворона - воровка»,
составление рассказа по картине. Заучивание
стихотворения по мнемотаблице А. Кропотина «Ворона»
Практика: Игровое упражнение «Что изменилось», игра
«Найди и назови».
Теория: Рассматривание коллажа по сказке «Лисичка
сестричка и серый волк», рассказывание сказки
воспитателем (театр на фланелеграфе). Привлечение детей
к рассказыванию сказки по иллюстрациям.
Практика: Игра «Назови одним словом».
Теория: Составление рассказа по коллажу «К нам весна
шагает». Рассматривание коллажа по сказке «Заюшкина
избушка» Показ сказки воспитателем (настольный театр).
Привлечение детей к рассказыванию сказки по
иллюстрациям.
Практика: Игра «Чудесный мешочек». игра «Найди
лишнее».
Теория: Составление рассказа вместе с педагогом по
коллажу «Мамин праздник». Разучивание стихотворения Г.
Виеру «Мамин день» по мнемотаблице.
Практика: Игра «Назови ласково», игра «Любимые
мамины цветы».
Теория: Рассматривание коллажа по сказке «Лиса и
журавль». Привлечение детей к рассказыванию сказки по
иллюстрациям.
Практика: Игры: «Доскажи словечко», «Один – много».
Теория: Составление рассказа по коллажу «Птицы весной»
вместе с педагогом. Разучивание стихотворения по
коллажу Е. Тараховская «Мы построили скворечник».
Практика: Игры: «Звуки перепутались», «У кого что?».
Теория: Составление рассказа по коллажу «Весенние
признаки» вместе с педагогом. Чтение сказки «Как речка
медведя разбудила», ответы на вопросы по сказке.
Предложить детям пересказать сказку по картинкам.
Практика: Игровое упражнение «Сосчитай и сравни»,
«Найди ошибку».
Теория: Составление рассказа по коллажу «Весенние
забавы» вместе с педагогом. Разучивание стихотворения по
коллажу В. Степанова «Апрель».
Практика: Игры «Третий лишний», «Волшебный
мешочек».
Теория: Дать детям знания о зоопарке и диких животных
дальних стран, живущих в нем. Составление рассказа с
педагогом по коллажу «Животные зоопарка». Разучивание
стихотворения по коллажу «Сидит белка на тележке».
Практика: Игры: «Назови детеныша». «Чудесный
мешочек».
Теория: Рассказать о значении Солнца для жизни на Земле.
Показать зависимость всех живых организмов от
солнечного тепла. Чтение словацкой народной сказки «У
солнышка в гостях». Пересказ сказки по коллажу вместе с
№
Тема
33.
Первые цветы. «Носит
одуванчик желтый
сарафанчик»
34.
Насекомые. К. Чуковский
«Муха - Цокотуха»
35.
Сказка Т. Куликовская
«Как звери помогли зайцу»
36.
Насекомые. Н. Нищева
«Прилетела к нам пчела»
Содержание
педагогом.
Практика: Игры: «Третий лишний», «Волшебный
мешочек».
Теория: Рассматривание коллажа «Цветущая весна»
Закрепление признаков весны. Заучивание стихотворения
по коллажу Е. Серовой «Одуванчик».
Практика: Игра «Составь целое из части», игра «Весенние
цветы».
Теория: Познакомить детей с понятием «Насекомые», их
особенностями, внешним видом.
Прочтение произведения К. Чуковский «Муха - Цокотуха»
вместе с детьми по иллюстрациям. Побуждать детей
выучить небольшой отрывок из произведения.
Практика: Коллаж «Насекомые», игра «Узнай по
описанию», «Найди и исправь ошибку».
Теория: Чтение сказки «Как звери помогли зайцу», ответы
на вопросы по сказке. Предложить детям пересказать
сказку по картинкам. По коллажу «Весна» закрепить
весенние признаки.
Практика: Игра «Составь целое из части», игра «Времена
года».
Теория: Дать знания о пчеле, пользе, которую она
приносит. По коллажу «Пчела» составление рассказа с
помощью педагога.
Заучивание стихотворения по коллажу Н. Нищевой
«Прилетела к нам пчела».
Практика: Игра «Составь целое из части», игра
«Насекомые».
4.2. Средняя группа (возраст детей 4 - 5 лет)
Теория 0,5, практика 0,5 от одного часа занятий с детьми
№
Тема
1.
Здравствуй, осень!
Е. Трутнева «Улетело лето»
2.
Сказка В. Сутеева «Мешок
яблок»
3.
Сказка «Случай в лесу»
Содержание
Теория: Дать знания о времени года «Осень», ее
признаках, особенностях. Составление рассказа по
коллажу. Заучивание стихотворения по мнемотаблице
«Улетело лето».
Практика: Коллаж «Признаки осени»; Дидактическое
упражнение «Чудесный мешочек», мнемотаблица по
стихотворению «Улетело лето».
Теория: Закрепить признаки осени по коллажу.
Составление рассказа по коллажу. Закрепить понятия
«фрукты»,
«овощи»,
их
качественные
признаки.
Рассказывание сказки «Мешок яблок» с помощью
иллюстраций.
Практика: Коллаж «Дары осени», дидактическое
упражнение «Составь рассказ по сюжетной картинке»,
«Чудесный мешочек». Раскраски овощей и фруктов.
Теория: Закрепить признаки осени по коллажу.
Составление рассказа по коллажу «Осенние дары». Дать
детям знания, как звери готовятся к зиме, что происходит в
лесу осенью. Прочтение авторской сказки, показ
4.
Русская народная сказка
«Как коза избушку
построила»
5.
Сказка «Вот такой
помощник»
6.
Стихотворение С.
Михалкова «Хозяйка с
базара домой принесла»
7.
Русская народная сказка
«Петушок и бобовое
зернышко»
8.
Украинская народная
сказка «Колосок»
9.
Сказка «Они улетели, а мы
остались» авторская
10.
Сказка «Два жадных
медвежонка»
11.
Стихотворение «Про
ноябрь» И. Гурина
12.
Сказка «Заяц – Хваста»
иллюстраций, учить детей отвечать на вопросы по сказке.
Практика: Коллаж «Осень». Дидактическое упражнение
«Скажи ласково», «Назови лишнее слово».
Теория: Закрепить название домашних животных.
Рассказывание сказки «Как Коза избушку построила» с
помощью иллюстраций.
Практика: Дидактическое упражнение «Слова», «Что
изменилось», «Назови детеныша», «Четвертый лишний».
Теория: Рассматривание картины «Золотая осень».
Составление рассказа по коллажу. Прочтение сказки, по
иллюстрациям пересказ сказки.
Практика: Коллаж «Времена года», «Осень».
Дидактическое упражнение «Скажи ласково», «Назови
лишнее слово».
Теория: Закрепление название овощей. Составление
рассказа по коллажу «Дары осени». Прочтение стиха.
Практика: Коллаж об осени – закрепление умений связно
рассказывать. Мнемотаблица по стихотворению.
Дидактическая игра «Чего не стало».
Теория: Закрепить знания о домашних птицах, их
особенностях. Прочтение сказки по иллюстрациям.
Пересказ сказки.
Практика: Коллаж «Птицы», «Домашние птицы»,
Дидактическое упражнение «Испорченный телевизор»,
«Кого не стало».
Теория: Прочтение сказки, по иллюстрациям пересказ
сказки.
Практика: Д/игра «Кого не стало», «Что сначала, что
потом»
Теория: Дать знания о зимующих птицах и их
особенностях. Составление рассказа по коллажу «Птицы»,
как можно птицам помочь зимой. Прочтение сказки,
формировать умение отвечать на вопросы по сказке.
Практика: Коллаж: «Птицы», «Перелетные - зимующие»;
дидактическое упражнение «Волшебный мешочек».
Теория: Закрепить представление о диких животных, их
образе жизни, повадках, питании и жилищах. Прочтение
сказки, пересказ сказки по иллюстрациям.
Практика: Коллаж «Дикие животные», Дидактическое
упражнение «Чего не стало?», «Угадай животное».
Теория: Дать знания о зайце. Закрепить понятия «дикие»
животные. Познакомить с особенностями преображение
зайца осенью, как он готовится к зиме. Закрепить признаки
поздней осени. Заучивание стихотворения по
мнемотаблице.
Практика: Коллаж «Поздняя осень», коллаж «Заяц»,
Загадки о животных. Д/у «Назови детеныша».
Стихотворение «Про ноябрь» (И. Гурина). Мнемотаблица.
Теория: Закрепить признаки и особенности времени года
«Зима». Прочтение сказки, пересказ сказки по
иллюстрациям.
Практика: Коллаж «Поздняя осень», «Зима»,
дидактическое упражнение «Чего не стало?», «Кто
13.
Сказка «Горка» Т.А.
Куликовская
14.
Стихотворение «Я декабрь,
старший сын» Наталия
Зубарева
15.
Рассказ «Игрушки» Т.А.
Шорыгина
16.
Стихотворение И. Гурина
«Дед Мороз и звери»
17.
Стихотворение С. Маршака
«Январь»
18.
Сказка «Мороз и заяц»
19.
Стихотворение С. Маршака
«Где обедал воробей…»
20.
Сказка «Как белка спасла
зайца» авторская
21.
Русская народная сказка
«По щучьему велению»
лишний?»
Теория: Закрепить признаки и особенности времени года
«Зима». Просмотр коллажа и составление рассказа.
Прочтение сказки, пересказ сказки по иллюстрациям.
Практика: Коллаж «Зима», «Зимние забавы» д/у «Что
изменилось?», рисование снежинки.
Теория: Расширить знания детей о зимних забавах.
Составление рассказа по коллажу. Разучивание
стихотворение по мнемотаблице
Практика: Коллаж «Зимние забавы»; д/у «Третий
лишний», мнемотаблица.
Теория: Расширить знания детей о классификации
«Игрушки». Составление рассказа по коллажу «Алешины
игрушки». Чтение сказки «Игрушки», учить отвечать на
вопросы по сказке.
Практика: Дидактическая игра «Кого не стало?».
Теория: Познакомить детей с традициями встречи Нового
года на Руси. Стихотворение И.Гурина «Дед Мороз и
звери», закрепить умение запоминать стихотворение по
мнемотаблице
Практика: коллаж «Праздник»; д/у «Третий лишний»,
мнемотаблица.
Теория: Продолжать знакомить с характерными
признаками зимы, используя прилагательные. Заучивание
стихотворения, используя мнемотаблицу. Воспитывать
эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы.
Составление рассказа по коллажу «Зима».
Практика: Коллаж «Зима», д/у «Что изменилось?»,
«Отгадай по описанию», «Подбери слово».
Теория: Формировать умение эмоционально воспринимать
образное содержание сказки, осмысливать характеры и
поступки персонажей. Расширять представления об
особенностях жизни животных зимой. Пересказ сказки по
иллюстрациям.
Практика: Коллаж «Зима», д/у «Что кому?», «Не
ошибись!».
Теория: Дать представление о зоопарке и диких животных
дальних стран, живущих в нем. Заучивание стихотворение
по мнемотаблице.
Практика: Коллаж «Животные зоопарка»; дидактическое
упражнение «Назови детеныша», «Чудесный мешочек».
Стихотворение по таблице «Где обедал воробей…»
Иллюстрации животных.
Теория: Продолжать знакомить с характерными
особенностями жизни диких животных в лесу. Составление
рассказа по коллажу. Чтение сказки, пересказ сказки по
иллюстрациям.
Практика: Коллаж «Зима», д/у «Следы», «Отгадай по
описанию», «Кто что делает?».
Теория: Познакомить со сказкой. Закрепить умение
рассказывать сказку по коллажу или иллюстрациям. Учить
придумывать другой конец сказки, опираясь на вопросы.
Практика: Коллаж «По щучьему велению», д/у «Назови
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
правильно», «На что похоже?», «Волшебный мешочек».
Теория: Совершенствовать знания детей о зиме. Закрепить
знания детей о зимних забавах. Чтение стиха и его
Стихотворение И. Бурсова
заучивание по мнемотаблице.
«Хитрые санки»
Практика: Коллаж «Зима», «Зимние забавы», д/у «Что
изменилось»; «Назови ласково», мнемотаблица.
Теория: Систематизировать представления детей о лучших
человеческих качествах: доброте, честности, трудолюбии,
Стихотворение В.
вежливости и др. Учить детей разбираться в нравственных
Маяковского «Что такое
ситуациях. Учить анализировать ситуации,
хорошо и что такое плохо» характеризовать героев данной ситуации, предлагать свои
варианты действий. Чтение стихотворения.
Практика: д/у «Хорошо - плохо»; «Узнай настроение».
Теория: Закрепить умение связно и последовательно
пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих
Рассказ К. Ушинского
последовательность событий.
«Проказы старухи – зимы»
Практика: Коллаж «Зима», д/у «Большой – маленький»;
«Так бывает или нет?».
Теория: Познакомить со временем года «Весна», ее
признаками и особенностями. Чтение стихотворение и
Стихотворение П.
заучивание его с помощью коллажа.
Соловьевой «День и ночь»
Практика: Коллаж «Весна», Д/у «Приметы весны»,
«Назови словечко», стих «День и ночь», коллаж по
стихотворению.
Теория: Закрепить названия времен года, весенних
месяцев, дать представление о празднике 8 Марта.
Стихотворение В.
Практика: Коллаж «Времена года», Д/у «Сосчитай и
Шуграевой «Маме»
сравни», «Найди ошибку». Упражнение «Слова».
Мнемотаблица. Стихотворение по мнемотаблице «Маме».
Теория: Закрепить знания детей о диких животных;
расширять словарь за счет существительных,
Мордовская сказка «Как
обозначающих части тела животных. Чтение сказки с
собака друга искала»
последующим пересказом по иллюстрациям.
Практика: Коллаж «Домашние животные», д/у «Назови
детеныша», «Третий лишний», «Волшебный мешочек».
Теория: Закрепить признаки весны, составление рассказа о
Сказка Т. Куликовской
весне по коллажу. Чтение сказки и пересказ её по
«Как сугроб в лесу весну
иллюстрациям.
встречал»
Практика: Коллаж «Весна», Д/у «Найди ошибку»,
«Подбери слово», «Один - много».
Теория: Познакомить детей с новой авторской сказкой о
животных. Учить сравнивать героев сказки и их поступки.
Сказка В. Сутеева «Палочка
Чтение сказки и пересказ её по иллюстрациям.
- выручалочка»
Практика: Иллюстрации к сказке. Д/у «Наоборот», «Кто
где живет?», «Один - много».
Теория: Закрепить существенные признаки весны,
составление рассказа по коллажу «Весна». Чтение
стихотворение и заучивание его с помощью
Стихотворение С. Маршака
мнемотаблицы.
«Апрель»
Практика: Коллаж «Весна», Д/у «Чудесный мешочек»,
«Найди ошибку», стихотворение «Апрель», мнемотаблица
по стихотворению.
31.
Сказка Т. Шорыгиной
«Лисёнок и ёжик»
32.
Б. Заходер «Собачкины
огорчения»
33.
Стихотворение З.
Александровой «Дождик»
34.
В. Сутеев «Разные колеса»
35.
Сказка Т. Шорыгиной
«Лесные домики»
36.
Стихотворение о Санкт –
Петербурге
Теория: Дать детям знания о лисе, ее повадках; закрепить
понятие «дикие» животные. Чтение сказки. Закрепить
умение отвечать на вопросы по сказке, пересказ сказки по
иллюстрациям.
Практика: Коллаж «Дикие животные», «Лиса», дид.упр.
«Назови детеныша», «Четвертый лишний», «Чудесный
мешочек».
Теория: Чтение произведения. Развитие навыков связного
последовательного пересказа текста с опорой на
иллюстрации. Продолжать учить отвечать на вопросы по
содержанию произведения.
Практика: дидактическое упражнение «Что изменилось?»,
«Четвертый лишний», «Найди ошибку».
Теория: Познакомить с понятием «Цветущая весна», с
особенностями этого времени года. Составление рассказа
по картине. Чтение стихотворения. Заучивание стиха по
мнемотаблице.
Практика: Картина «Цветущая весна». Стихотворение З.
Александровой «Дождик»; дидактическое упражнение
«Узнай по описанию», «Найди и исправь ошибку».
Мнемотаблица на стихотворение.
Теория: Чтение произведения. Развитие навыков связного
последовательного пересказа текста с опорой на
иллюстрации. Продолжать учить отвечать на вопросы по
содержанию произведения.
Практика: дидактическое упражнение «Назови
правильно», «Найди ошибку».
Теория: Дать детям знания о том, что у каждого животного
в лесу есть домики (гнезда, норки, берлога, логово). Учить
детей определять у кого какой домик. Составление
рассказа по иллюстрациям.
Практика: Коллаж «Лесные жители», д/у «Где чей
домик?», «Кто спрятался?».
Теория: Дать детям знания о нашем городе. Провести
беседу «Белые ночи в СПб». Продолжать учить составлять
рассказ по картинкам. Чтение стихотворения о СПб.
Практика: Картинки «Наш город», дидактическое
упражнение «Найди лишнюю картинку», «Силуэты
города».
Методическое и материально – техническое обеспечение программы:
Методическое:
5.
5.1
УМК к программе младшего и среднего возраста
1.
Тексты стихов, сказок и рассказов к занятиям по программе
2.
Коллажи к произведениям разных жанров
3.
Мнемотаблицы к произведениям
4.
Наборы сюжетных картинок к произведениям
5.
Карандаши на каждого ребенка
6.
Тематические раскраски, штриховки
5.2 Материально - техническое:
1.
Столы – 10 штук;
2.
Стулья – 20 штук;
3.
Доска магнитно - меловая – 1;
4.
Стеллажи для пособий – 2 щт.
1.
Интернет – ресурсы (тексты произведений с авторских сайтов, картинки к
6.Список используемой литературы:
произведениям)
2.
Авторские сказки Яковлева Г.Н.
3.
Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб. «Детство Пресс», 2001
4.
Большева Т.В. Учимся по сказке. Приложение – СПб. «Детство Пресс», 2001
5.
Сафронова Е.Д. Обучение на основе интеллектуального тренинга. – Вып.1. –
СПб.: Интераксний, 1996
6.
Ушакова О.С., Арушакова А.Г., Струнина Е.М. и др. Придумай слово. – М.:
Просвещение; Учебная литература, 1996
7.
Куликовская Т.А. Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста. – СПб:
«Детство Пресс», 2012
8.
Шорыгина Т.А. Познавательные сказки. – Издательство «ТЦ СФЕРА», 2014
9.
Шорыгина Т.А. Понятные сказки. – Издательство «ТЦ СФЕРА», 2015
7.Педагогическая диагностика
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по ДОП «Учимся по сказке» в младшей группе
№
Ф.И. ребёнка
Проявляет
интерес к
услышанн
ому
произведе
нию,
активен в
работе с
ним,
запоминае
тс
интересом
после 2-3
прочтений
с
м
Выделяет
основную
сюжетную
линию
рассказа
или сказки
с
м
Эмоциона
льно
отзывчив
на
произведе
ние,
активен в
запоминан
ии и
пересказе
с
м
Может
составить
знакомый
рассказ с
опорой на
серию
картинок в
логическо
й
последова
тельности
с
м
Запоминае
т простые
стихотвор
ения по
коллажу
после 2-3
прочтений
с
м
Умеет
работать с
мнемотабл
ицей,
определяе
т
спрятанно
е в ней
произведе
ние
с
м
Составляе
т
последова
тельны й
пересказ
знакомых
сказок и
рассказов
используя
мнемотабл
ицу
с
Умеет
запомнить
количеств
о
изображений и
расположе
ние
предметов
на
коллаже
м
с
Соотносит
знаковые
символы в
мнемотабл
ице и
коллаже с
образами,
действиям
и,
событиями
м
с
м
Почти
самостояте
льно
используе
ти
распознаёт
основные
мнемотехн
ические
приёмы
при
запоминан
ии
с
м
Результат
с
м
1
2
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по ДОП «Учимся по сказке» в средней группе
№
Ф.И. ребёнка
Проявляе
т интерес
к
услышан
ному
произвед
ению,
активен в
работе с
ним,
запомина
ет с
интересо
м после
1-2
прочтени
й
Более
самостоят
ельно
выделяет
основную
сюжетну
ю линию
рассказа
или
сказки)
Эмоцион
ально
отзывчив
на
прочитан
ное и
пересказа
нное
произвед
ение,
радуются
за
результат
своего
труда,
помогает
детям
Запомина
ет
простые
стихотво
рения по
коллажу
после 1-2
прочтени
й
С
небольшо
й
помощью
используе
тв
пересказе
основные
мнемотех
нические
приёмы
запомина
ния после
знакомст
ва с
произвед
ениями
разных
жанров:
стихов,
сказок,
рассказов
Понимает
, что
символом
можно
закодиро
вать
реальный
образ
Самостоя
тельно
соотноси
т
знаковые
символы
с героями
и
событиям
ив
произвед
ениях,
перекоди
рует
информа
цию
(преобраз
овывает
из
абстрактн
ых
символов
Самостоя
тельно
определя
ет
произвед
ение, его
название,
закодиро
ванное в
мнемотаб
лице,
коллаже
Через
основную
сюжетну
ю линию
произвед
ения
связно и
последов
ательно
воспроиз
водит его
через
сюжетосл
ожение,
активно
помогает
детям
Развито
адекватно
возрасту
внимание
,
слуховая
и
зрительна
я память
Самостоя
тельно
использу
ет и
распознаё
т
основные
мнемотех
нические
приёмы
при
запомина
нии
Результат
с
1
2
м
с
м
с
м
с
м
с
м
с
м
в образы)
с
м
с
м
с
м
с
м
с
м
с
м