Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Статья. Правила успешности обучения

10.09.2020

Статья. Правила успешности обучения

Автор: Карпус Мария Александровна

Конечно, кроме возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, успешность обучающих занятий зависит от других факторов. В них главную роль играет взрослый, организующий занятия. Условно эти факторы можно разделить на три: время, желание, похвала. Отсюда и три основных правила успешности обучения чтению дошкольника, представленные в этой главе. Каждое правило емкое и содержит в себе общие рекомендации по организации развивающих занятий с ребенком.

Правило времени

 

Бог дал время, а о торопливости ничего не сказал. (Финская пословица)

Время – удивительно: оно никак не подчиняется нам и от нас не зависит, а мы постоянно подчиняемся ему, и результаты всего, чтобы мы не делали, так же зависимы от времени.

Безусловно, и в обучении ребенка так же многое зависит от временных факторов. Когда правильно начать обучение? Как часто заниматься? Сколько времени должно длиться одно занятие? Когда ожидать первых результатов?

Давайте разбираться по порядку.

Когда можно начинать обучение ребенка?

Наиболее целесообразно начинать обучение дошкольника в возрасте 4 – 4, 5 лет. В этом возрасте почти все дети готовы к регулярным развивающим занятиям. Начав заниматься в этом возрасте, можно не торопясь постепенно освоить все премудрости чтения к моменту поступления в школу. Если вашему ребенку меньше 4-х лет, немного подождите, уделите время  играм, направленным на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики. А если ваш малыш старше, у него появляются дополнительные возможности в обучении: ребенок может заниматься более продолжительное время, быстрее воспринимает, усваивает и запоминает учебный материал. Поэтому возраст 5-6 лет, также удачен для начала обучения чтению.

Помните, что со временем формы и методы занятий с ребенком должны изменяться вместе с ростом его знаний и организованности. Только вы сами можете лучше всего знать, какие игры могут быть интересны и полезны вашему ребенку в каждый момент обучения. Но всегда ориентируйтесь на общие рекомендации: возраст, с которого можно начинать ту или иную игру с ребенком указан в описаниях игр не случайно – он определен содержанием игры и особенностями детей указанного возраста. Хотя допустимы и снижения возрастных границ в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка по вашему усмотрению.

Здесь также хотелось бы отметить, что наиболее удачными сезонами для начала обучения чтению являются осень и зима, т. к. отдохнувший летом ребенок более восприимчив к учебной ситуации, будет быстрее и успешнее осваивать чтение. А весна и, особенно, лето – это время наибольшей усталости организма дошкольника, время, когда целесообразнее уделить больше времени укреплению здоровья и активному отдыху. Если вы начнете обучение осенью или зимой, то к весне-лету ребенок привыкнет к занятиям, уже успеет ощутить первые успехи, достигнет первых результатов. Тогда в период активного отдыха вы сможете снизить продолжительность и периодичность занятий, чтобы высвободить время для решения других «сезонных» задач развития ребенка – укрепления здоровья, например.

Сколько времени уделять занятиям?

Максимальная продолжительность одного занятия, рекомендуемая детскими психологами, педагогами, физиологами, педиатрами, для детей четырехлетнего возраста составляет 15-20 минут, для детей-пятилеток – 20-25 минут, а для детей шестилетнего возраста – 25-30 минут. Но эти нормы не относятся к начальному периоду обучения! В самом начале продолжительность занятий определяется сугубо индивидуально: один ребенок сможет интенсивно заниматься двадцать минут, а другой – с трудом выдержит десять.

Обучающий взрослый должен понимать, что у многих детей на начальном этапе обучения работоспособность очень невысока, происходит быстрое утомление, ребенок рано начинает отвлекаться. Если ваш ребенок, прозанимавшись пять-десять минут, перестал вас слышать или неожиданно заговорил о не относящихся к занятиям вещах, это совсем не обозначает, что он не хочет заниматься, что он ленив или неумен! Просто он устал и таким образом показывает вам это. Не стоит в этом случае упорствовать в продолжение учебного занятия, это не принесет результата, лучше поддержать ненадолго разговор с ребенком, на предложенную им тему, а затем продолжить занятие. Чем младше ваш малыш, тем чаще возможны такие вынужденные «переменки» во время занятий, особенно на начальном этапе обучения. Но всегда стремитесь, чтобы ребенок доводил начатое дело (игру, упражнение, задание)  до конца, пусть даже после небольшого отдыха.

Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на любом этапе обучения на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками. Раз в десять минут ребенку нужно отдохнуть: поиграйте с ним в подвижную игру, предложите «минутку поспать» (сесть в удобную позу или лечь, расслабиться и закрыть глаза), сделайте гимнастику для пальчиков, дайте возможность выбора следующего вида игры.

Старайтесь заниматься регулярно: лучше каждый день понемногу, чем редко и подолгу. Согласитесь, трудно представить себе, например, высокую результативность обучения чтению или письму в начальной школе, если по расписанию занятия будут проходить всего один-два раза в неделю, а не каждый день.

Постарайтесь выбрать постоянное время для занятий. Предпочтительнее – утром или после дневного сна, и желательно, чтобы после занятий вы планировали прогулку для наилучшего отдыха вашего малыша.

Еще один вопрос, в котором время имеет особое значение. Когда ожидать первых результатов? Время появления первых результатов сугубо индивидуально для каждого дошкольника. Так же важно представить себе, что же считать «первым результатом». Прекрасно, если через несколько месяцев регулярных занятий с ребенком у него появится стойкий интерес к занятиям. Остальные «результаты» обязательно будут, но у разных детей они станут заметны в разные сроки.

 

Правило желания

 

У кого нет желания, у того не найдется и сил. (Мексиканская пословица)

Взрослый человек всегда в праве решать, будет ли он заниматься тем или иным делом. Трудно себе представить, что кто-то из нас, взрослых, станет делать то, что крайне неинтересно или чрезвычайно трудно, по доброй воле.

А как обстоят дела с обучением ребенка? Взрослым часто кажется, что дети должны заниматься, что все задания, которые мы им предлагаем, они обязаны сделать. Может быть, ребенок и сделает то, что мы от него требуем, но на это уйдет больше сил малыша, больше вашего времени, и это даст неизмеримо меньший результат, чем с желанием выполненное задание. Занятия по принуждению, может быть, и дадут ребенку знания, но интереса к обучению не привьют никогда. Только занятия с желанием и увлечением могут дать главный результат обучения – сформировать стремление учиться. Поэтому если вы стремитесь к высокой эффективности занятий, то ваша задача, сделать занятия интересными и увлекательными, чтобы ребенок сам хотел выполнить то или иное упражнение.

Самый простой способ следовать желаниям ребенка – играть! Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела. Старайтесь «включаться» в игру ребенка. Например, если ваш малыш играет в магазин, предложите ему «продавать продукты за буквы», если ребенок строит крепость, организуйте «доставку стройматериалов» на машинах с номерами-буквами. «Включение в игру» нужно как можно чаще использовать на начальном этапе обучения, пока ребенок еще не готов к организованным учебным занятиям.

Постепенно у малыша будет формироваться интерес к выполнению учебных задач разного содержания, тогда вы сможете приглашать его к игре, заранее спланированной и организованной вами самими. Старайтесь разнообразить игры – по сюжету, по способам организации, по атрибутам (предметам) игры.

Будьте гибкими! Если вы видите, что какое-то задание оказалось слишком сложным для вашего ребенка, пропустите его, вы сможете вернуться к нему немного позже. Превышение возможностей ребенка даже в игровой ситуации может многократно снижать успешность занятий, так же, как и ваше нетерпение в процессе игры. Но ведь ребенок – это не уменьшенная копия взрослого, он имеет полное право не знать и не уметь чего-то. Будьте терпеливы! Ваше терпение и гибкость смогут сделать любую учебную игровую ситуацию еще более результативной.

В возрасте четырех-шести лет у ребенка преобладает чувственное познание. Поэтому, старайтесь быть эмоциональными, играя с ребенком. Психологи утверждают, что если двухлетнему ребенку показать какую-либо букву, изобразив при этом крайний восторг, он запомнит эту букву на всю жизнь. В определенной мере этот пример подходит и для детей старшего возраста.

Будьте внимательны к настроению вашего ребенка. Помните, что желание заниматься вряд ли возникнет у ребенка, если он перед занятием был чем-то расстроен. В таком случае, отложите занятия на некоторое время.

Правило желания относится и к обучающему взрослому, т. к. настроение ребенка напрямую зависит от настроения взрослого. Поэтому предлагайте ребенку обучающие игры только, когда у вас самих «хорошее настроение», когда вы сами хотите заниматься с малышом. Не старайтесь скрыть свое «плохое настроение» (раздражение, апатию, страх, тревогу): оно все равно будет влиять на вас, будет как бы заражать малыша аналогичными эмоциями. Попробуйте играть с искренним интересом. Старайтесь буквально излучать радость, создавать предвкушение чего-то занятного, увлекательного, веселого, но одновременно и очень важного.

 

Правило похвалы

 

В добром слове тепла на три зимы, а в злом – мороза на полгода. (Монгольская пословица)

Одним из ведущих мотивов в жизни детей дошкольного возраста является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Дети четырех-шести лет очень чувствительны к оценкам своей деятельности со стороны родителей и педагогов. Именно непосредственный интерес к занятиям и положительные оценки успехов ребенка взрослыми стимулируют желание ребенка продолжать обучение. Поэтому обучающему дошкольника взрослому необходимо быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу.

Но хвалить надо уметь! Вовремя и в соответствующей степени. Как же это сделать?

Хвалите искренне. Не страшно, если похвала будет несколько завышена: получая ее в качестве аванса, ребенок всеми силами будет стремиться ей соответствовать. Поощряйте не только за результат, но и за попытку ребенка достигнуть результата, за старание, желание…

Старайтесь использовать разные словесные формы похвалы. Если все время использовать одни и те же слова или фразы для поощрения, они потеряют свою ценность и значимость для ребенка. Попробуйте использовать для увеличения своего запаса слов-поощрений «Азбуку похвалы». Будет замечательно, если в нее вы добавите свои собственные формы обращений к ребенку.Хочу такой сайт

Азбука похвалы

Ах, какой ты молодец!

Большое спасибо тебе, ты меня порадовал!

Великолепно! Верю в тебя! Вот это да!

Горжусь тобой!

Давай и дальше так же хорошо делать!

Еще немного времени, и все получится! Еще лучше, чем вчера.

Желаю тебе успеха!

Замечательно!

И с этим заданием ты справился!

Красиво! Как быстро ты справился!

Лучше и не бывает!

Молодец! Мои поздравления!

Настоящий мастер! Неужели, это сделал ты сам?

Очень хорошо! Отлично!

Превосходно! Правильно! Поздравляю!

Радуюсь за тебя! Разве кто-то сомневался?

Сегодня уже лучше получается! Сейчас получится! Славно!

Ты быстро учишься! Так держать!

Успех! Удача! Ура! Умница!

Фантастика!

Хорошая работа! Хорошо!

Ценю твои старания!

Чудесно! Чудо!

Шутка ли, такое сложное задание сделать самому!

Это ты сам сделал?! Это то, что надо!

Юное дарование!

Я знала, что ты сможешь это сделать!

Используйте так же разные формы несловесной поддержки ребенка – они не менее важны для вашего малыша, чем слова, а иногда и более эффективны. Улыбнитесь или подмигните, погладьте по спине или по голове, мимоходом прижмите к себе или подбадривающе пожмите руку, обнимите за плечи – словом, используйте все, что подскажет вам ваше сердце.

Конечно, в качестве поощрения вы можете использовать и минимальные вознаграждения. Именно минимальные, поскольку они вызывают ощущение радости, сопровождают успех ребенка, при этом не «перекрывая» по значимости сами учебные достижения. Выбирая подарок для поощрения, необходимо понимать, что это лишь символ успеха или достижения. Отдайте предпочтение в выборе небольшим сувенирам (воздушный шарик, заколка, наклейка), книжкам-раскраскам, письменным принадлежностям.

Все знают, что без неудач не бывает учения. Не лишним здесь будет сказать, что нельзя фиксировать внимание на неудачах, давать низких оценок, критиковать ошибки ребенка. Если вам нужно дать рекомендации, как правильнее выполнить то или иное упражнение, старайтесь сделать это доброжелательно и доступно для понимания ребенком. Чаще используйте примеры правильного выполнения в таких случаях. Взаимоотношения с ребенком в процессе обучения стройте таким образом, чтобы он видел в вас не требовательного наставника, а старшего друга, всегда готового придти к нему на помощь в трудную минуту.

Обязательно завершайте занятия на оптимистической ноте: отмечайте даже малейшие достижения ребенка, открыто выражайте свою радость и уверенность в дальнейших успехах.

Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей, не ставьте ему других детей в пример: темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка. Правильнее отмечать новые успехи вашего малыша, сравнивать  результативность выполнения заданий вчера и сегодня, отмечать улучшение качества или скорости выполнения конкретных упражнений.

Очень полезно рассказывать при ребенке о его успехах членам семьи и знакомым. Предлагайте и самому ребенку рассказывать о своих достижениях близким и значимым для него людям.

Приступая к занятиям, помните, что для вашего ребенка вы – самый близкий и дорогой человек. Эмоциональное благополучие для ребенка так же важно, как для цветка влага, тепло, почва, свет. Чтобы расти и развиваться, всем детям нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей ценности и значимости для окружающих взрослых. Чувство психологической защищенности, которое малыш испытывает при общении с вами, не должно покидать его ни на миг.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.09.2020

Дата обновления: 10.09.2020

Дата публикации: 10.09.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».