Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Статья «Экологическое воспитание дошкольников»

23.04.2021

Статья  «Экологическое воспитание дошкольников»

Автор: Полякова Л.А.

В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Мы должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста.  Начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Наша задача заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Ведь именно приобретенные в детстве знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Очень важно, чтобы каждый ребенок с малых лет понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о себе, о своем будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку. Учитывая особенности дошкольного возраста необходимо учитывать дидактические принципы:

- системность;

-наглядность;

- доступность;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Основные экологические представления дети получают на занятиях, которые можно проводить в индивидуальной, фронтальной, подгрупповой форме. Именно на занятиях дети получают элементарные знания, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей. Но исследования показали, что настоящий интерес к познанию природы и бережного отношения к ней появляются у детей лишь в процессе ежедневного общения с природой. Поэтому среди разнообразных методов и форм экологического воспитания дошкольников ведущее место занимает наблюдение. Почему? Во-первых, наблюдение - метод чувственного познания природы. Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы в естественной обстановке обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Во-вторых, через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. В-третьих - наблюдение способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, воспитывается любовь к родной природе. В-четвертых,  наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, развивается в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, сравнивать. Многообразие явлений природы, которое окружает дошкольников в помещении, на участке детского сада и в ближайшем окружении, позволяет организовывать разнообразные наблюдения. Каждый раз нужно продумывать форму, содержание, методы проведения наблюдений. Ведь наша цель – пробудить интерес, познавательную активность детей, развить наблюдательность, желание и умение смотреть на мир. И тогда наблюдение, как целостный педагогический процесс, становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей, в которой умственные действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение  воспитательно–образовательной задачи, а умственные усилия детей – на полноценнее восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. Яркие впечатления, особенно получаемые от быстро меняющихся движущихся предметов и явлений, - это результат непроизвольных наблюдений детей. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.  Для успешного достижения поставленной цели необходимо продумывать и использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задавать вопросы, предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств и форм восприятия - зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, кинестетического в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.Хочу такой сайт

Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые непосредственные наблюдения. Такие наблюдения следует проводить непосредственно в своей группе, в природном уголке. Для увеличения интереса детей необходимо пополнять экологоразвивающую среду в группе, на участке детского сада необходимыми предметами, пособиями, растениями, объектами неживой природы. Составить и разработать картотеку прогулок, экологических игр, циклы наблюдений.

Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного действенного отношения к живым существам. После проведенных наблюдений у детей накапливается много впечатлений, которые они выражают в рисовании, лепки, аппликации, если в группах имеется большое количество детских работ, то их можно использовать на различных выставках и конкурсах.

Практика показывает, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Следует активно привлекать родителей. Можно проводить домашние задания, экскурсии, праздники, анкетирование, дни открытых дверей, через просветительскую работу в уголках для родителей: консультации, листовки, фотовыставки. Благодаря использованию компьютерной технологии, родители имеют возможность быть в курсе всех экологических событий и мероприятий детского сада, папок передвижек, ширм, фотовыставок и видеозарисовок. Они охотно откликаются и принимают участие в подготовке выпуска мини-книжек, альбомов о детях и их окружающем мире природы.

После проделанной работы можно провести диагностическое исследование детей и выяснить как они усвоили материал, как сформировались знания, умения, какой опыт приобрели. Разработанная диагностика экологических знаний, умений, навыков детей позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно определить результат своей работы. А результат виден в детях: так, приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы развиваем различные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться.

Таким образом, наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им - богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.06.2021

Дата обновления: 08.06.2021

Дата публикации: 23.04.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».