Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Статья. Как рассказать детям о Блокаде Ленинграда

18.01.2023

«Как рассказать детям о Блокаде Ленинграда»

Автор: Дерезенко Елена Вячеславовна


«У того, кто не помнит своей истории – нет будущего» 

А. С. Пушкин

Очень важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

Нужно ли рассказывать детям о войне, о Блокаде Ленинграда? Да, нужно! И нужно для того, чтобы в ребенке развить чувство гордости за свою Родину, за свой город; воспитать уважение к подвигу жителей и защитников нашего города в тяжелые дни Блокады, чтобы священная память о блокаде и дальше хранила, удерживая Россию в истории, чтобы наши дети росли настоящими

Людьми, Гражданами, Патриотами России.

В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» — в этом родителям следует полагаться на свой опыт.

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах

у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.

Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырёх — пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Рассказывайте об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

 Читайте детям известные произведения: «Мальчиш —

Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева, « Как

Сережа на войну ходил». Ю.Яковлева Пронзительная сказка о

мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными

глазами. И повел его по военной дороге никто иной, как родной

дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход –

ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.

"Твои защитники" Л.Кассиля; «Вот как это было»

Ю.П.Германа Повесть написана от имени маленького героя Мишки.

Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в

произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания; «Арбузный переулок» В.Ю. Драгунского (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве; "День Победы" С.Михалкова и другие.

Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с

детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о Блокаде

Ленинграда, о войне, читать о ней не только следует, но и

необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас –взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то

впоследствии. Учите с ними стихи наизусть. Смотрите вместе с детьми фильмы военной тематики, военный парад, концерты военной песни. Сходите вместе с ребенком на акцию «Бессмертный полк». Наличие единомышленников сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху.

Расскажите о ваших воевавших предках, поведайте истории

высочайшего героизма солдат на этой Священной войне. Если есть

возможность, познакомьте ребенка с ветеранами, детьми блокадного Ленинграда. Пусть он услышит рассказы очевидцев – они производят совсем другое впечатление.

Расскажите о детях Великой Отечественной войны. Ребенку постарше стоит рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Рассказы про взрослых и даже про юных

выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для

ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по

возрасту, не может не задеть за живое.Хочу такой сайт

 Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в

ребенке интерес к теме войны, блокады покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, памятники, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.Всё вместе это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их.

Но очевидцами и рассказчиками были и остаются книги. Через истории ровесников, через их восприятие авторы, щадя детскую психику, показывают лишь малую часть того, что было на самом деле. Но в голове юного читателя возникает стройная связная картина, к которой позже будут добавляться детали, факты, даты.

Взрослые, читая эти книги, часто не могут сдержать слёз - поэтому

рекомендовать все их для чтения вслух сложно.

Но обсудить прочитанное, поделиться ощущениями и мыслями с детьми - необходимо.

Детские книги о блокаде:

Аннотация к книге "Хлеб той зимы"

"Как это - война? Что это - война?" Немногим не понаслышке известны ответы на эти вопросы. А первоклашке Лене, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте

приходится узнать, "как выглядит война взаправдашняя": что такое воздушная тревога и как тушить "зажигалку", каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень - из столярного клея. "Хлеб той зимы" Эллы - это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город.

Иллюстрации к книге создала Людмила Пипченко

- художница, которой с поразительной точностью удалось передать настроение повести и дать возможность читателям своими глазами увидеть одну из блокадных зим.

Аннотация к книге "Кукла"

Пронзительная история о девочке, пережившей блокаде, о её дружной семье, о добрых и недобрых людях, о надежде, чести и

великодушии.

Аннотация к книге "Мальчишки в сорок первом"

Какой мальчишка не мечтает побывать на поле боя? Тем более если вчера началась самая настоящая война! Вот и Вовка с Женькой совершенно серьёзно решили отправиться в армию.

Кто бы мог подумать, что до настоящих бойцов им ещё расти и расти! И, конечно, друзья и представить себе не могли, что в Ленинграде, окружённом кольцом блокады, будет ничуть не легче, чем на передовой. Теперь на счету каждый грамм хлеба, а совсем рядом, за озером, куда раньше по выходным ребята ходили купаться и загорать, - линия фронта. Так для мальчишек

наступает время попрощаться с беззаботным детством, пережить совсем недетские трудности и - повзрослеть.

Аннотация к книге "Три девочки. История одной квартиры"

Трогательная история трёх девочек, переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с недетскими трудностями, правдиво поведает о настоящей дружбе, мужестве и

искренней преданности, о нежданных потерях и приобретениях. А графические и необыкновенно эмоциональные рисунки Нины Носкович, дополняя повествование, проведут читателей рядом с

главными героями от первой и до последней страницы книги.

Дорогие родители!

Прочитайте!

Вспомните!

Это великолепная подборка книг!

Часть книг можно прочитать вместе с детьми...

Очень трудно читать вслух эти произведения, но

собравшись с силами прочтите, но они того стоят.

Донесите до детей историю нашей страны так, как

прочувствуете это ВЫ!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.01.2023

Дата обновления: 18.01.2023

Дата публикации: 18.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».