Консультация для родителей «Нейроигры для детей дошкольного возраста»
24.10.2025
Нейроигры — это специально разработанные упражнения, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия головного мозга. Они помогают улучшить память, внимание, мышление и координацию движений у детей дошкольного возраста. Простые занятия с самого юного возраста помогут малышу развить внимательность, мелкую и крупную моторику, мышление, память, аналитические способности и умение ориентироваться в пространстве. Главная цель нейроигр — развивать высшие психические процессы и стимулировать синхронизацию работы полушарий головного мозга.
Важность нейропсихологических игр
Нейроигры – это не просто развлечение, это инструмент, способствующий лучшему и более равномерному развитию мозговой деятельности, что особенно важно в первые годы жизни ребёнка, когда закладываются высшие психические функции.
Регулярные занятия специализированными заданиями решают следующие задачи:
- Сформируется правильное взаимодействие рук и ног.
- Развитие и автоматизация речи в связи с разнообразной двигательной активностью.
- Улучшение пространственных представлений об окружающем мире.
- Умение последовательно выполнять несколько действий.
- Развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
- Тренировка воображения.
- Усложнение процессов мышления, улучшение способности анализировать информацию и делать выводы.
- Возможность правильно идентифицировать и проявлять эмоции.
- Умение работать в команде со взрослыми.
- Увеличение познавательного интереса.
Для младших дошкольников. В 3-4 года лучшим способом развивать мозг являются игры и упражнения, направленные на мелкую моторику, координацию движений, одновременные действия двумя руками.
Для средних дошкольников. Ребята взрослеют, поэтому уже начинают воспринимать и успешно осваивать задачи, направленные на межполушарное взаимодействие.
Старшие дошкольники 5-7 лет. Ребята готовятся к учёбе в школе, поэтому стоит усложнять задания и включать в них более сложные игры на развитие пространственной ориентации, одновременного действия рук и ног, речи.
Виды нейроигр для дошкольников
Игры на межполушарное взаимодействие.
Эти игры направлены на одновременную работу левого и правого полушарий мозга. Работа телом, т.е. подключение крупной моторики, тоже позитивно влияет на синергичную работу полушарий, что очень позитивно в свою очередь сказывается на координации и речи.
«Перекрестные шаги»
Смысл заключается в том, что ребенок попеременно соединяет правый локоть с левым коленом, а левый локоть – с правым коленом. Выполняются движения ритмично, попеременно. Можно под хлопки или счет взрослого. В некоторых методичках предлагается соединять локоть не с коленом, а лодыжкой. Все зависит от уровня гибкости конкретного ребенка. Мы берем данный вариант в качестве усложненного.
«Сам себе качели»
Округляем спину, обхватываем колени двумя руками и откидываемся назад. Качаемся назад – вперед и возвращаемся в исходное положение. Теперь делаем упор на локти и кисти, снова откинувшись назад. Ногами, согнутыми в коленях, описываем в воздухе восьмерки. Если сложно сразу выполнить данную фигуру, просто рисуем круги.
«Упражнение на спине или животе с подъемом рук и ног»
Ребенок лежит на спине или животе, ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Подъем правой руки вверх происходит синхронно с подъемом левой ноги, затем смена положения. При этом необходимо ровно дышать, выдыхая на подъеме.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения включают в себя движения, которые активизируют различные участки мозга. Например, «Ухо-нос»: ребенок одной рукой берется за кончик носа, а другой — за противоположное ухо. Затем нужно одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук. Пальчиковая гимнастика также относится к кинезиологическим упражнениям и очень эффективна для развития мелкой моторики и активизации речи детей. Предложите ребенку повторить за вами движения пальцами, изображая различных животных или предметы.
«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Кулак - ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».
«Дом-ёжик-замок». Соединить пальцы обеих рук парно под углом и большие пальцы соединить.
«Ёжик» Поставить ладони под углом друг к другу. Пальцы одной руки расположить между пальцами другой руки
«Замок» Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.
«Фонарик» Фонарики зажглись - пальцы выпрямились. Фонарики погасли - пальцы сжались.
«Зайчик» Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать большим пальцем к ладони.
«Лисичка» Указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный прижать большим пальцем к ладони.
«Вилка» Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Игры на развитие памяти и внимания.
Эти игры помогают улучшить концентрацию внимания и память. Например, «Запрещенное движение». Ведущий показывает ребенку движение, которое считается запрещенным, например руки на пояс. По команде ребенок должен повторять все движения, кроме запрещенного. Вместо запрещенного движения игроки должны выполнить хлопок в ладоши.
«Четыре стихии».
Если ведущий говорит слово «земля», ребенок должен опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся, считается проигравшим.
«Игра с флажками»
Когда ведущий поднимает красный флажок, ребенок должен прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте. Вместо флажков можно использовать любые доступные предметы.
«Разные животные».
Ведущий объясняет, что когда он будет хлопать в ладоши, ребенок должен будет принять соответствующую позу:
Один хлопок – поза аиста (стоя на одной ноге, поджав другую)
Два хлопка – поза лягушки (присядь пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу)
Три хлопка – поза коровы (встань на четвереньки и произнести «му-му»)
Как правильно организовать нейроигры дома?
Для эффективного выполнения нейроигр необходимо создать комфортную атмосферу. Ребенок должен чувствовать поддержку взрослого и не бояться делать ошибки. Очень важно, чтобы занятия проходили в игровой форме и приносили удовольствие. Нейрогимнастика должна быть регулярной частью режима дня ребенка. Она помогает настроить мозг на активную работу и повышает способность к произвольному контролю. Начните с простых упражнений и постепенно усложняйте задания, следя за реакцией ребенка.
Вот несколько советов:
- Будьте терпеливы и поддерживайте ребенка.
- Начинайте с простых упражнений, постепенно усложняя их.
- Превратите занятия в веселую игру, а не в обязанность.
- Занимайтесь регулярно, хотя бы по 10−15 минут в день.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.10.2025
Дата обновления: 24.10.2025
Дата публикации: 24.10.2025