Описание образовательной программы дошкольного образования Санкт-Петербургского автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 Калининского района Санкт-Петербурга Образовательная программа дошкольного образования СПб ГАДОУ детский сад № 18 (далее - Программа) является локальным актом образовательного учреждения, в котором отражена специфика содержания дошкольного образования, особенности организации образовательного процесса. Программа представляет собой учебно-методическую документацию, на основании которой педагогический коллектив СПб ГАДОУ детский сад № 18 организует и реализует образовательную деятельность обучающихся в возрасте от 1,6 до 7 лет, работу по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников с учётом их индивидуальных способностей и возможностей. Программа разработана в соответствии с: • федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); • приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»; • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; • приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; • приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373»; • иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга В Программе отражены содержание обучения и воспитания, особенности организации образовательной деятельности и образовательного процесса, учитывающие возраст детей и их образовательные маршруты, направленность групп, а также участие родителей (законных представителей) в реализации Программы. Программа, её структура и содержание разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования») (ФОП ДО). Объём обязательной части Программы соответствует ФОП ДО и должен быть не менее 60% от общего объёма Программы; объём части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержанию и планируемых результатов федеральной программы (п.2.10. ФГОС ДО). В качестве реализации программ и технологий, в части программы, формируемой участниками образовательных отношений, которые составляют не более 40 %, в Программе реализуются: • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры; • Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» • Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социальнокоммуникативного развития и социального воспитания дошкольников; • «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» Г.Т. Алифановой • Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности Программа состоит из 3 разделов: Целевого, содержательного и организационного. В каждом разделе имеется обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Целевой раздел состоит из пояснительной записки, в которую входят цели и задачи Программы, принципы и подходы к формированию Программы, особенности осуществления образовательного процесса в СПб ГАДОУ детский сад № 18, возрастные и индивидуальные особенности детей, получающих образование и воспитание в СПб ГАДОУ детский сад № 18. А также планируемые результаты освоения Программы по всем возрастам. Содержательный раздел раскрывает образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях, далее ОО) по всем возрастным категориям СПб ГАДОУ детский сад № 18. Социально-коммуникативное развитие направлено на: • усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе; • развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству; • формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного • отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом; • развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений; • развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий; • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; • формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде) - Познавательное развитие направлена на: • развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; • освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, • развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; • формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; • формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; • формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, Передан через культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; • формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания; • формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования. - Речевое развитие включает: • владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения; • формирование правильного звукопроизношения; • развитие звуковой и интонационной культуры речи; • развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного • запаса; • развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической); • ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия; • развитие речевого творчества; • формирование предпосылок к обучению грамоте - Художественно-эстетическое развитие предполагает: • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); • становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса; • формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое); • формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); • освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства; • реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое); • развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое) - Физическое развитие предусматривает: • приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, • развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, Передан через гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; • формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; • овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); • обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое); • воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое); • воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов; • приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности: общении, игре, познавательноисследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка. Организационный раздел содержит организацию режима дня пребывания детей в детском саду, комплексно – тематическое планирование на год на все возрастные категории детей, особенности построения развивающей предметно – пространственной среды во всех возрастных группах.