Программа Занимательная грамматика

ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА
решением Педагогического Совета
СПб ГАДОУ детского сада № 18
Калининского района Санкт-Петербурга
Протокол от 30 августа 2024 года № 1

Заведующим СПб ГАДОУ детского сада №18
Калининского района Санкт-Петербурга
________________И.В. Ковальская
Приказ от 30 августа 2024 года № 34/2 –А

Дополнительная
общеобразовательная (общеразвивающая)
программа
«Занимательная грамматика»
для детей дошкольного возраста
срок освоения 4 года

Авторы:
Кадыкова Юлия Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
Листопадова Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования
Гаврилова Юлия Викторовна,
педагог дополнительного образования
Веденеева Ольга Валерьевна,
Педагог дополнительного образования

1

2

3

4
5

6

Содержание
Пояснительная записка
Основные характеристики
Направленность
Адресат
Актуальность реализации
Отличительные особенности
Уровень освоения
Объем и срок освоения
Цель и задачи
Планируемые результаты освоения
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации
Форма обучения
Особенности реализации
Условия набора и формирование групп
Формы организации и проведения занятий
Материально-техническое оснащение
Кадровое обеспечение
Учебный план
Учебный план первого года освоения Программы
Учебный план второго года освоения Программы
Учебный план третьего года освоения Программы
Учебный план четвертого года освоения Программы
Календарный учебный график
Рабочая программа
Задачи первого года обучения
Содержание первого года обучения
Планируемые результаты первого года обучения
Календарно-тематический план
Задачи второго года обучения
Содержание второго года обучения
Планируемые результаты второго года обучения
Календарно-тематический план
Задачи третьего года обучения
Содержание третьего года обучения
Планируемые результаты третьего года обучения
Календарно-тематический план
Задачи четвертого года обучения
Содержание четвертого года обучения
Планируемые результаты четвертого года обучения
Календарно-тематический план
Методические и оценочные материалы

3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
5
5
5
5
6
6
7
7
8
8
9
11
13
16
17
17
17
19
20
23
23
26
27
30
30
33
34
36
36
39
40
42

1. Пояснительная записка
Настоящая общеразвивающая программа (далее – Программа) разработана
в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273 от 29.12.2012, Приказом Минпросвещения РФ от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
распоряжением Комитета по образованию Санкт – Петербурга от 25.08.2022
№1676 –р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт –
Петербурга
Направленность:
социально-педагогическая направленность Программы обуславливает ее
ориентацию на максимальное раскрытие потенциальных возможностей
обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, на развитие
коммуникативных и интеллектуальных способностей, развитие их лидерских
качеств, организацию социализирующего досуга. Создаются условия для
формирования собственной системы познавательных мотивов и направленности
деятельности обучающихся. Образовательный процесс направлен на поддержку
устремленности к самопознанию и самореализации, формированию чувства
ответственности за собственный выбор, повышение психологического здоровья и
эмоциональной устойчивости личности ребенка.
Адресат:
данная Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет. На обучение
принимаются дети, независимо от гендерной принадлежности и умственного
развития. Наличие специальных способностей в данной предметной области не
требуется.
Актуальность реализации:
в соответствии с приоритетами современной образовательной политики,
содержание Программы направлено на выполнение социального заказа в области
образовательных услуг как одной из возможностей для самореализации и
самоопределения обучающихся в процессе дополнительного образования. Это
отражается, в том числе и во внедрении инновационных методов и средств
образовательного процесса.
Отличительные особенности:
отличительные особенности данной программы заключаются в системнодеятельностном подходе к образованию, направленном на воспитании и развитии
творческих качеств личности, отвечающих требованиям современного
российского общества, а также применению инновационного подхода. Важными
аспектами системно-деятельностного подхода являются ориентация на
результаты образования; признание решающей роли содержания образования;
разнообразие способов и форм организации образовательной деятельности с

учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, развитие его
творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в творческой, познавательной и других видах деятельности.
Уровень освоения:
по уровню освоения Программа является общекультурной, так как
направлена на формирование творческих способностей, удовлетворение
индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном развитии. Во
время обучения по данной программе обучающиеся презентуют свои результаты
и достижения на уровне учреждения, принимая участие в мероприятиях.
Объём и сроки освоения:
программа рассчитана на 4 года обучения. Всего 144 часа. Каждый год
обучения составляет 36 часов.
Цель:
развитие метаязыковых способностей, подготовка детей к овладению
чтением, знакомство с основами грамоты.
Задачи:
Обучающие:
1. сформировать представление о звуках речи;
2. создать условия для отработки навыка по дифференциации фонем,
звукобуквенного и слогового анализа слов;
3. содействовать формированию слоговой структуры слов.
Развивающие:
1. создать условия для интеллектуальной самореализации обучающихся;
2. содействовать речевому развитию детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями: способствовать развитию интереса и
внимания к слову, собственной речи и речи окружающих; обогащению активного
и пассивного словаря; развитию просодической стороны речи;
3. способствовать развитию памяти, внимания, познавательных интересов,
любознательности, расширения кругозора детей.
Воспитательные:
1. содействовать формированию творческой инициативы детей, познавательной
мотивации;
2. формировать устойчивый интерес к чтению;
3. способствовать развитию интереса к речи как особому объекту познания;
4. формировать потребность в практическом использовании языка в различных
сферах деятельности.
Планируемые результаты освоения:
Личностные:
в результате освоения Программы у обучающихся будут сформированы:
готовность и интерес к саморазвитию;
мотивация к обучению и познанию;

позитивная самооценка, самоуважение, основанные на реализованном
творческом потенциале и развитии собственных интеллектуальных
способностей;
навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
навык организации собственного и коллективного досуга, самостоятельной
познавательно-творческой деятельности.
Метапредметные:
в результате освоения Программы обучающийся научится:
проявлять устойчивый интерес к чтению;
находить решения проблем творческого и поискового характера в учебной и
творческой деятельности;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата в различных видах деятельности;
применять формы познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения
различных видов деятельности;
слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать
возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
формирующихся в процессе совместной творческой и познавательной
деятельности.
Предметные:
в результате освоения программы обучающийся:
применяет речевые умения и навыки в соответствии с возрастом и
программными задачами;
проявляет познавательные способности;
владеет представлениями о звуках речи;
применяет знания и умения, приобретенные в различных видах познавательной
и творческой деятельности, в дальнейшей жизни;
выполняет оценку своих знаний языка, рефлексии над языковым материалом.
2. Организационно – педагогические условия реализации программы
Язык реализации:
программа реализуется на русском языке.
Форма обучения:
очная, в форме занятий.
Особенности реализации:
возможность освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации;
в рамках реализации Программы создаются необходимые условия для
совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей):
мастер-классы, творческие мастерские, месяц открытых дверей.

Образовательный процесс реализуется через занятия, проводимые в игровой
форме. Занятия носят интегрированный характер.
Условия формирование групп:
формирование групп – одновозрастные;
формирование групп осуществляется из обучающихся одного возраста согласно
году обучения:
первый год обучения – обучающиеся 3 – 4 лет
второй год обучения – обучающиеся 4 - 5 лет
третий год обучения – обучающиеся 5 - 6 лет
четвертый год обучения – обучающиеся 6 - 7 лет
допускается набор обучающихся на второй и последующие годы обучения
без специальной подготовки по направлению программы.
Количество обучающихся в группе:
занятия проводятся по подгруппам (10-14 человек).
Формы организации занятий:
изучение материала осуществляться в форме групповых занятий.
длительность занятий с 3 до 4 лет – 15 минут, с 4 до 5 лет – 20 минут, с 5 до 6 лет
– 25 минут; с 6 до 7 лет – 30 минут.
Формы проведения занятий:
обучение организуется в форме игровой деятельности и носит практический
характер;
при организации образовательного процесса используются такие формы занятий
как: развлечение, игра, викторина, презентация, мастер – класс, творческая
мастерская, игры-соревнования, квест-игра.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
образовательная деятельность по Программе осуществляется с использованием
следующих форм организации деятельности обучающихся:
фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа,
показ, объяснение);
групповая: организация работы (совместные действия) в малых группах, в том
числе в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким
образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (группы могут
выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в
зависимости от цели деятельности). При организации данной формы работы
используются такие виды детской деятельности как: игровая, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, конструирование;
коллективная: организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми обучающимися одновременно (выполнение
единой коллективной задачи). При организации данной формы работы
используются такие виды детской деятельности как: игровая, коммуникативная,
музыкальная, двигательная;
индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, для отработки
отдельных навыков. При организации данной формы работы используются такие

виды детской деятельности как: игровая, коммуникативная, познавательно
исследовательская.
Материально-техническое оснащение:
материально – техническое оснащение программы включает в себя печатные
пособия, информационно-коммуникативные средства обучения, технические
средства обучения, учебно-практическое оборудование.
Печатные пособия:
учебно-методические комплекты (учебные пособия, методические пособия для
педагога, графомоторные листы для обучающихся), демонстрационные
комплекты, дидактический раздаточный материал, пособия, направленные на
развитие речи, пособия, направленные на подготовку к овладению чтением и
развитие навыка чтения, наглядные пособия и наглядно-дидактические
материалы, дидактические игры
Информационно-коммуникативные средства обучения:
информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др., аудиозаписи и
видеозаписи, демонстрационные материалы.
Технические средства обучения:
Ноутбук, мультимедийный проектор, принтер, система усиления звука,
интерактивная доска, интерактивный стол.
Учебно-практическое оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления демонстрационного материала, демонстрационный мольберт с
магнитной/ меловой доской, мебель, игровое оборудование, обеспечивающее
реализацию программного содержания.
Кадровое обеспечение:
программа реализуется педагогом дополнительного образования.

Учебный план
Учебный план первого года обучения 3-4 года
№

Тема, раздел

Количество часов
Всего
Теория Практика

1

Понятие «Речь».

1

0

1

2

Понятие «Звуки речи».

1

0

1

3

Понятие звук и буква «А».

1

0

1

4

Понятие звук и буква «У».

2

0

2

5

Дифференциация звуков
«А»-«У».

2

0

2

6

Понятие звук и буква «И».

1

0

1

7

Дифференциация звуков
«А», «У», «И».

2

0

2

8

Понятие звук и буква «О».

1

0

1

9

Дифференциация звуков
«И» - «О».

2

0

2

10

Дифференциация звуков
«О» - «У».

1

0

1

11

Понятие звук и буква «Э».

1

0

1

12

Дифференциация звуков
«А», «Э», «И».

2

0

2

13

Понятие звук и буква «Ы».

1

0

1

14

Дифференциация звуков
«Ы», «И».

2

0

2

Формы
контроля
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.

15

Чтение таблиц.

1

0

1

16

Понятие звук и буква «М».

1

0

1

17

Понятие звук и буква «Н».

2

0

2

18

Дифференциация звуков «М»,
«Н».

2

0

2

19

Понятие звук и буква «Б».

1

0

1

20

Понятие звук и буква «П».

1

0

1

21

Дифференциация звуков «Б»,
«П».

2

0

2

22

Понятие «Гласный звук».

1

0

1

23

Выделение первого звука в
слове.

1

0

1

24

Понятие «Согласный звук».

1

0

1

25

Дифференциация гласных и
согласных звуков.

2

0

2

26

Развитие графомоторных
навыков.

1

0

1

Итого:

36

0

Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
36

Учебный план второго года обучения 4-5 лет
№

Тема, раздел

Количество часов
Всего
Теория Практика

Формы
контроля

1

Слова, многообразие слов.

1

0

1

Результаты
педагогических
наблюдений.

2

Моделирование слов.

1

0

1

3

Деление слов на слоги.

1

0

1

4

Развитие графических
навыков штриховка
вертикальная.
Штриховка горизонтальная.

1

0

1

1

0

1

Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.

5

6

7

8

9

10

11

12

Написание печатных букв,
слогов, коротких слов
используя образец.
Развитие фонетика –
фонематической системы
языка, навыков языкового
анализа
игры и упражнения на
развитие просодической
стороны речи.
Игры и упражнения на
развитие слоговой структуры.

3

0

3

2

0

2

1

0

1

Игры и упражнения на
развитие фонематических
представлений навыков
звукового анализа и синтеза.
Обучение элементам грамоты.
Знакомство с буквами, с их
условным обозначением,
определение место звука в
словах.
Понятие «гласный» и
«согласный».

2

0

2

1

0

1

Результаты
педагогических
наблюдений.

1

0

1

Слияние звуков в обратный
слог. Чтение слогов. Схема
слога.

2

0

2

Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.

Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.

13

Слияние звуков в прямой слог. 1
Чтение слогов. Схема слога.

0

1

14

Понятие звук и буква «В».

2

0

2

15

Понятие звук и буква «Ф».

1

0

1

6

Понятие звук и буква «Т».

1

0

1

17

Понятие звук и буква «Д».

2

0

2

18

Понятие звук и буква «К».

2

0

2

19

Понятие звук и буква «Г».

1

0

1

20

Понятие звук и буква «Х».

1

0

1

21

Понятие звук и буква «С».

2

0

2

22

Понятие звук и буква «З».

1

0

1

Итого:

36

0

Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.

36

Учебный план третьего года обучения 5-6 лет

1

Слова, многообразие слов.

Количество часов
Всего
Теория Практика
1
0
1

2

Моделирование слов.

1

0

1

3

Выделение звука на фоне
слова.

1

0

1

4

Развитие графических
навыков, штриховка
вертикальная.
Развитие графических
навыков, штриховка
горизонтальная.

1

0

1

1

0

1

Написание печатных букв,
слогов, коротких слов
используя образец.
Развитие фонетико–
фонематической системы
языка, навыков языкового
анализа, игры и упражнения
на развитие просодической
стороны речи.
Игры и упражнения на
развитие слоговой структуры.

3

0

3

2

0

2

1

0

1

2

0

2

10

Игры и упражнения на
развитие фонематических
представлений навыков
звукового анализа и синтеза.
Обучение элементам грамоты.
Знакомство с буквами, с их
условным обозначением,
определение места звука в
словах.

1

0

1

Результаты
педагогических
наблюдений.

11

Понятие «звонкий» и
«глухой» согласный звуки.

1

0

1

12

Понятие звук и буква «Ш».

2

0

2

Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.

№

5

6
7

8
9

Тема, раздел

Формы
контроля
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.

Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.

13

Понятие звук и буква «Ж».

1

0

1

14

Понятие «твёрдый» и
«мягкий» согласный. Понятие
звук и буква «Ц».
Понятие звук и буква «Ч».

2

0

2

1

0

1

16

Понятие буква «Л». Звук «Л»,
«ЛЬ».

1

0

1

17

Понятие буква «Р». Звук «Р»,
«РЬ».

2

0

2

18

Понятие звук и буква «Й».

2

0

2

19

Понятие буква «Я» и звуки её
обозначающие.

1

0

1

20

Понятие буква «Е» и звуки её
обозначающие.

1

0

1

21

Понятие буква «Ё» и звуки её
обозначающие.

1

0

1

22

Понятие буква «Ю» и звуки её
обозначающие.

2

0

2

23

Чтение слогов, слов с
йотированными гласными.

1

0

1

24

Знакомство с предлогами В,
ИЗ.

1

0

1

25

Знакомство с предлогами НА,
ПОД.

1

0

1

26

Знакомство с предлогом У,
ЗА.

1

0

1

27

Вычленение предлога на фоне
предложения.

1

0

1

15

Итого:

36

0

Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.

36

Учебный план четвертого года обучения 6-7 лет
№

Тема, раздел

1

Звуки и буквы. Представление
о смысловой функции звука,
буквы.
Звукобуквенный анализ и
синтез слов.

2

Количество часов
Всего
Теория Практика
1
0
1

1

0

1

3

Понятие «мягкий знак».

1

0

1

4

Понятие «разделительный
мягкий знак».

1

0

1

5

Понятие «твёрдый знак».

1

0

1

6

Слова и слоги. Упражнения в
слоговом анализе слов.

3

0

3

7

Соотнесение названия
предмета со слоговой схемой
слова.
Чтение слов сложной
слоговой структуры.

2

0

2

1

0

1

2

0

2

10

Предложения, графические
навыки.
Схема предложения.
Анализ и синтез предложений.

1

0

1

11

Чтение предложений.

1

0

1

12

Разбор предложения.

2

0

2

13

Составление предложений к
картинке и запись его
схематически.
Знакомство со знаками
препинания «!», «?».

1

0

1

2

0

2

8

9

14

Формы
контроля
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.

Чтение предложений с
вопросительной и
восклицательной интонацией.
Запись слова печатными
буквами.

1

0

1

1

0

1

Знакомство с тетрадью в
линейку, с понятием
«широкая» и «узкая» строка.
Рисование округлых линий в
ограниченном пространстве.

2

0

2

2

0

2

19

Разгадывание ребусов разной
сложности.

1

0

1

20

Создание ребусов по образцу,
самостоятельно.

1

0

1

21

Запись слов печатными
буквами.

2

0

2

22

Фонетический разбор
заданного слова.

1

0

1

23

Упражнение в разгадывании
кроссвордов.

1

0

1

24

Создание кроссвордов по
образцу, самостоятельно.

1

0

1

25

Упражнение в записи слов
2
печатными буквами, в
фонетическом разборе
заданного слова.
Упражнение в
1
самостоятельном чтении слов,
записи слова печатными
буквами, чтении слов, которые
написали.
Итого: 36

0

2

0

1

0

36

15
16
17
18

26

Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.
Результаты
педагогических
наблюдений.

Календарный учебный график
реализации Программы

Дата
начала
занятий
01.09.2024

Дата
окончания
занятий
31.05.2025

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных
дней
36

Количество
учебных
часов
36

1 раз в неделю

2 год
обучения

01.09.2024

31.05.2025

36

36

36

1 раз в неделю

3 год
обучения

01.09.2024

31.05.2025

36

36

36

1 раз в неделю

4 год
обучения

01.09.2024

31.05.2025

36

36

36

1раз в неделю

Год
обучения
1 год
обучения

Режим занятий

Рабочая программа.
Первый год обучения - 3-4 года
Задачи первого года обучения
Обучающие:
1. расширить знания о «звуках речи», «слогах»;
2. сформировать умение выделять пройденные гласные и согласные из ряда
звуков;
3. закрепить умение выделять гласный и согласный звук в начале слова;
4. способствовать запоминанию зрительного образа букв;
5. формировать умение прохлопывать ритмический рисунок слова.
Развивающие:
1. создать условия для речевого развития детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями;
2. способствовать развитию коммуникативных навыков через разнообразные
виды речевой деятельности;
3. содействовать развитию памяти, внимания, воображения.
Воспитательные:
1. воспитывать самостоятельность, ответственность и культуру общения;
2. воспитывать целеустремленность, любознательность;
Содержание Программы первого года обучения
№
занятия
1

Теория
Вводное занятие.
Понятие «речь».

2

Понятие «слово».

3

Понятие «звук» (речевой и
неречевой).

4

Звук и буква «А».

5

Звук и буква «А».

6

Звук и буква «У».

7

Дифференциация звуков
«А» - «У».

Практика
Игры на развитие слухового внимания на
неречевых звуках. Развитие зрительного
внимания.
Игры на развитие слухового внимания на
неречевых звуках.
Развитие зрительного внимания.
Игры на развитие слухового внимания.
Развитие зрительного внимания.
Узнавание буквы. Выделение звука из ряда
звуков.
Учить выделять первый звук в слове,
соотносить его с буквой.
Учить выделять первый звук в слове.
Выделение звука из ряда звуков. Узнавание
буквы. Выделение звука из ряда звуков.
Развитие графических навыков
(узор на листочке – вертикальные линии).
Выделение звука «У» из ряда звуков.
Прохлопывание ритмического рисунка слов.
Развитие графических навыков (обведи букву)

8

Знакомство со словами «АУ»
и «УА».

9

Дифференциация пройденных
букв.

10

Звук и буква «И».

11

Дифференциация звуков «И»,
«А», «У».

12

Звук и буква «О».

13

Дифференциация «И», «О».

14
15

Дифференциация «А», «У»,
«О», «И».
Понятие «Слово».

16

Звук и буква «Э».

17

Дифференциация «И», «О»,
«Э».
Дифференциация звуков «А»,
«Э», «И».
Звук и буква «Ы».

18
19
20

Отсутствие слов на букву
«Ы».

21

Дифференциация «Э» и «Ы».

22

Чтение изученных букв.

23
24

Звук и буква «М».
Понятие «гласный» и
«согласный» звуки речи.

25

Звук и буква «Н».

26

Дифференциация «М» и «Н».

27

Закрепление понятия
«гласный» и «согласный»
звуки речи.

Слияние звуков «АУ», «УА». Развитие
зрительного восприятия.Развитие мелкой
моторики.
Упражнения на узнавание пройденных букв.
Узнавание буквы. Выделение звука из ряда
звуков. Выделение начального ударного
гласного звука в слове
Выделение начального ударного гласного
звука в слове.Упражнения на дифференциацию
звуков «И, А, У». Слияние звуков.
Узнавание буквы. Выделение звука из ряда
звуков.
Выделение начального ударного гласного
звука в слове.Слияние звуков.
Выделение звука «О, А, У, И» в начале слова.
Выделение звука «О, А, У, И» в начале слова.
Упражнения на дифференциацию звуков
«О,И».
Узнавание буквы «Э», выделение звука из ряда
звуков, чтение слоговой таблицы.
Игры на развитие зрительного внимания и
памяти.
Игры на развитие слухового внимания.
Узнавание буквы «Ы». Выделение звука из
ряда звуков.
Выделение звука «Ы» в словах под
ударением.Развитие графо-моторных навыков.
Работа с трафаретами Упражнения по
различению звука «Ы» в словах.
Закреплять зрительный образ буквы,
Прохлопывание ритмического рисунка слова
Чтение таблиц, развитие слухового внимания.
Закреплять зрительный образ букв.
Формировать навык конструирования букв.
Узнавание буквы. Конструирование буквы.
Узнавание буквы «М».
Выделение звука из ряда звуков.
Узнавание буквы.
Подбор картинок со звуком «Н».
Работа с таблицами. Выделение звука на фоне
слова.
Закрепление зрительного образа букв,
выделение звуков «М, Н», в начале слова.
Прохлопывание ритмического рисунка слова.

28

Звук и буква «Б».

29

Звук и буква «П».

30

Обозначение звука
определенным цветом.
Дифференциация звуков «Б» «П».
Место гласного звука в слове.

31
32

33

34
35
36

Актуализация знаний о
«согласных звуках речи» и
способах их обозначения в
слове.
Дифференциация гласных и
согласных звуков.
Звуковая схема слога.
Закрепление пройденного
материала.

Узнавание буквы.
Выделение звука из ряда звуков. Подбор
картинок со звуком «Б».
Узнавание буквы. Выделение звука «П» из
ряда звуков.
Закрепление зрительного образа буквы,
выделение звука «П», в начале слова.
Выделение первого звука в слове.
Закрепление пройденных гласных.
Упражнение в обозначении звуков большими
звуковыми схемами-кружочками.
Выделение первых гласных звуков в слове.
Упражнения в обозначении звуков в словах с
помощью звуковых кружков.
Выкладывание звуковой схемы слога.
Прохлопывание ритмического рисунка слова.
Выкладывание звуковой схемы слога.
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Упражнения на закрепление пройденного
материала.Развитие мелкой моторики.

Планируемые результаты освоения Программы первого года обучения.
В результате усвоения программы результаты могут варьироваться в зависимостиот индивидуальных
особенностей ребёнка.
Личностные:
в результате освоения Программы у обучающихся:формируются основы самоконтроля;
сформирована способность строить речевое высказывание.
Метапредметные:
в результате освоения Программы обучающийся научится: слушать собеседника и вести диалог;
правилам и нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Предметные:
в результате освоения программы обучающийся: знаком с понятием «звуки речи», «слог»;
выделяет пройденные гласные и согласные из ряда звуков;выделяет ударный гласный в начале слова;
узнает пройденные буквы;
прохлопывает ритмический рисунок слов.

Календарно-тематический план первого года обучения
реализации Программы
на 2024-2025 учебный год
Группа : младшая 1
Количество
часов
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема занятия
Встреча с Букварюшкой
Волшебные слова
Такие разные звуки
Аня в гостях у Букварюшки
Любимая песенка Ани
Уля в гостях у Букварюшки
Чаепитие Ани и Ули
Весёлый огород
Мышка Иришка в гостях у Букварюшки
Под грибом
Путешествие в сказочный лес
Оля в гостях у Букварюшки
Сказка про ослика
Зимние приключения
Паровозик из Ромашково
Новогодняя сказка
Снежный лес
Новогодний праздник в лесу
Про невоспитанную рысь
Снеговик
Весёлый хоровод
Тучки по небу гуляют

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Всего

Путешествие на необитаемый остро
Спасение коровы
Про любопытную норку
В гостях у носорога
Букварюшка в гостях у бобра
Про паука и птенчика.
Клоун в гостях у Букварюшки.
Паровозик в гостях у Букварюшки.
Лунтик в гостях у Букварюшки.
Город поющих звуков.
Синий город.
В стране звуков.
Спор гласных и согласных.
Весенние узоры.
36

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Второй год обучения 4-5 лет
Задачи второго года обучения
Обучающие:
1. Расширить знания о звуках речи, «гласных» и «согласных»;
2. Создать условия для отработки навыка составления звуковых схем;
3. Формировать умение делить слова на слоги, выполнять графическую
схемуслов;
4. Формировать навык слияния звуков в
слоги.Развивающие:
1. Способствовать развитию внимания, памяти;
2.Содействовать развитию фонематического слуха;
3. Создать условия для развития графо-моторных навыков, мелкой моторики;
4.Содействовать развитию и совершенствованию лексико-грамматического
строяречи.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность и ответственность;
2. Формировать и поддерживать творческую инициативу детей,
познавательнуюмотивацию и устойчивый интерес к чтению.
Содержание Программы второго года обучения
№
Теория
занятия
1
Понятие «Речь».
2

Понятие «Слово». Короткие и
длинные слова.

3

Понятие «Звук».

4

«Гласные» и «Согласные»
звуки.

5

Закрепление пройденных
букв.

6

Закрепление пройденных
согласных звуков и
обозначающих их букв.
Слияние обратных слогов со
звуком «М».

7

Практика
Игры на развитие слухового и зрительного
внимания.
Прохлопывание ритмического рисунка слова.
Развитие мелкой моторики.
выполнение по образцу (счётные палочки).
Игры на развитие зрительного и слухового
внимания. Развитие лексико-грамматического
строя речи «Отгадай словечко».
Выполнение задания с условными
обозначениями звуков (красный, синий)
Развитие графо-моторных навыков.
Рисование коротких отрывистых линий.
Игры на определение места звука в слове.
Игры на развитие зрительного внимания и
памяти.
Выделение конечных согласных в словах.
Развитие мелкой моторики «Пазлы. Буквы».
Составление схем слияний. Чтение слогов.
Развитие лексико-грамматического строя речи
«Назови правильно».

8

Слияние обратных слогов со
звуком «Н».

9

Слияние прямых слогов с
буквами «М» и «Н».

10

Слияние обратных слогов со
звуком «П».

11

Слияние прямых слогов со
звуком «П».

12

Слияние прямых слогов со
звуком «Б».

13

Слияние прямых и обратных
слогов со звуками «М», «Н»,
«П», «Б».
Звук и буква «В».

14

15

Слияние прямых и обратных
слогов со звуком «В».

16

Звук и буква «Ф».

17

Слияние прямых и обратных
слогов со звуком «Ф».

18

Звук и буква «Т».

19

Анализ и синтез слогов со
звуком «Т».
Звук и буква «Д».

20

21

Анализ и синтез прямых
слогов со звуком «Д».

22

Звук и буква «К».

Составление схем слияний. Чтение слогов.
Развитие графо-моторных навыков рисование
прямых и округлых линий.
Чтение слогов. Игры на развитие
фонематического слуха. Развитие мелкой
моторики.
Чтение слогов. Игры на определение места
звука в слове. Игры на развитие слухового
внимания.
Чтение слогов. Подбор картинок с
заданным звуком. Развитие графо-моторных
навыков.
Чтение слогов. Выполнение задания с
магнитной азбукой. Развитие лексикограмматического строя речи.
Составление звуковых схем. Чтение слогов.
Развитие мелкой моторики. Лепка по
образцу.
Игры на развитие фонематического слуха,
определение места звука «В» в словах.
Конструирование буквы.
Чтение слогов. Развитие графомоторныхнавыков.
Составление звуковых схем слогов.
Способствовать чёткому и правильному
произношению звука «Ф» в словах и фразах.
Развитие лексико-грамматического строя речи согласование существительного с глаголом.
Чтение слогов.
Игры на развитие слухового внимания.
Конструирование буквы.
Способствовать чёткому и правильному
произношению звука «Т» в словах и фразах
Развитие мелкой моторики.
Чтение слогов. Игры на закрепление
зрительного образа буквы.
Способствовать чёткому и правильному
произношению звука «Д» в словах и фразах.
Игры на определение позиции звука в слове.
Развитие графо-моторных навыков.
Чтение слогов.Подбор картинок на заданный
звук. Игры на развитие зрительного внимания и
памяти.
Способствовать чёткому и правильному
произношению звука «К» в словах и фразах.
Деление слов со звуком «К» на слоги.
Игры на развитие мелкой моторики.

23

24

25
26

27
28

Анализ и синтез слогов со
звуком «К». Развитие
лексико-грамматического
строя речи.
Звук и буква «Г».
Анализ и синтез слогов со
звуком «Г».
Звук и буква «Х».
Анализ и синтез слогов со
звуком «Х».
Звук и буква «С».

29

Анализ и синтез слогов со
звуком «С».

30

Звук и буква «З».

31

Анализ и синтез прямых
слогов со звуком «З».

32

Развитие лексикограмматического строя.
Анализ и синтез слов.

33

Понятие «Слог».

34

Слоговой анализ слов.

35

Слоговой анализ и синтез
простых слов.
Повторение пройденного
материала.

36

Чтение слогов. Игры на закрепление
зрительного образа буквы. Игра «Составь
рассказ по картинке».
Способствовать чёткому и правильному
произношению звука «Г» в словах и фразах.
Дифференциация звуков «Г-К».
Чтение слогов.
Развитие мелкой моторики. «Пазл-буквы»
Способствовать чёткому и правильному
произношению звука «Х» в словах и фразах
Игры на закрепление зрительного образа буквы.
Чтение слогов.Выполнение задания с магнитной
азбукой. Развитие графо-моторных навыков.
Способствовать чёткому и правильному
произношению звука «С» в словах и фразах.
Игры на развитие слухового внимания.
Чтение слогов.Подбор картинок на заданный
звук.
Развитие мелкой моторики. Д/и «Волшебная
ниточка»
Способствовать чёткому и правильному
произношению звука «З» в словах и фразах.
Игры на развитие фонематического слуха.
Чтение слогов. Выкладывание звуковых схем
слогов. Игры на закрепление зрительного
образабукв.
Чтение слов и составление схем из трёх звуков
(мак, мох, дом, ком, дым) и из двух открытых
слогов (мама, папа, вата). Составление
предложения с заданным словом.
Знакомство с правилом «Сколько в слове
гласных, столько и слогов». Игры на
развитиеслухового внимания.
Знакомство с графическим изображением
слогов. Развитие мелкой моторики «Узнай, что
вруке?».
Чтение карточек с пройденными словами.
Составление звуковых схем.
Деление слов на слоги, чтение коротких слов,
слогов.

Планируемые результаты освоения Программы второго года обучения:
В результате усвоения программы результаты могут варьироваться в зависимостиот
индивидуальных особенностей ребёнка.
Личностные:
в результате освоения Программы у обучающихся:
сформированы умения выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
сформированы умения в ситуациях общения и сотрудничества, опираться наобщие для
всех простые правила поведения.
Метапредметные:
в результате освоения Программы обучающийся научится: слушать
собеседника и вести диалог;
заниматься по предложенному педагогом плану.
Предметные:
в результате освоения программы обучающийся: владеет
понятиями «гласные» и «согласные звуки»;выкладывает
звуковые схемы;
выполняет звуковой синтез слогов и слов из 2-3 звуков;делит
слова на слоги, выполняет графическую схему; узнает и
называет знакомые букв

Календарно-тематический план второго года обучения
реализации Программы
на 2024-2025 учебный год
№
занятия

Тема занятия

Количество
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

В гости к Букварюшке.
Игры со словами.
В мире звуков.
Букварюшка ждет гостей.
На концерт с Букварюшкой.
Кто последний?
Буква М идет в гости.
Вверх и вниз.
Закончи слово.
Буквы встали в ряд.
Пин в гостях у Букварюшки.
Какой? Какая?
На балу.
Загадки от Букварюшки.
Скоро праздник Новый год!
Украшаем Елку.
Подарки под ёлочкой.
Букварюшка знакомит с новой
буквой.
Игры с буквой Т.
Кто в домике живет?
Поймай звук.
Игры с котенком.
Слова друзья.
Звук потерялся.
Собери слово.
Букварюшке подарили цветы.
В гостях у Смешариков.
В гостях у сказки.
Лунтик и его друзья.
Путаница.
Угадай кто?
Спешим на помощь.
Сколько нужно вагончиков?
Мы едем, едем, едем.
Собери и прочитай.
Праздник у Букварюшки.
36

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Третий год обучения 5-6 лет
Задачи третьего года обучения:
Обучающие:
1. Продолжать знакомить с понятиями «предложение», «слово», «слог», «звукиречи»;
2. Обучить навыку давать характеристику звуку (гласный – согласный, твёрдый –мягкий,
глухой – звонкий);
3. Сформировать
навык анализа предложений,
умение выкладывать
схему
предложения;
4. Создать условия для отработки навыка чтения слогов, коротких слов сйотированными
гласными.
Развивающие:
1. Способствовать развитию коммуникативных навыков через разнообразныевиды речевой
деятельности;
2. Содействовать развитию памяти, внимания, воображения;
3. Развивать
связную,
грамматически
правильную
диалогическую
и
монологическую речь детей;
Воспитательные:
1.Воспитывать культуру речевого общения;
2.Прививать интерес к художественному слову.
Содержание третьего года обучения
№
занятия
1

Теория

Практика

Повторение. «Слово, слог, звук,
гласный, согласный».

Повторение понятия звук, слог, слово
Умение обозначать звук цветовым символом
Слогоделение. Определение места слога в
слове. Чтение слогов.
Определение звука с помощью цветового
символа. Синтез слова из слогов.
Составление фонематической схемы слова.
Знакомство со схематическим обозначением
слова, предложения. Составление
предложения из заданного слова.
Обозначение слога с помощью звуковой
схемы. Подбор звуковой схемы к заданному
слову. Составление предложения с заданным
словом, определение количества слов в
предложении.
Составление схемы предложения.
Составление предложения по схеме. Анализ
предложения на слова.

2

Слово, слог. Знакомство с
«предложением».

3

Звуковая схема слога. Слово.
Предложение.

4

Анализ предложения.
Графическая схема
предложения.

5

Знакомство с понятием звонкий
и глухой согласный.

6

Звук и буква «Ш».

7

Звук и буква «Ш».

8

Звук и буква «Ж».

9

Звук и буква «Ж».
Сравнение звуков «Ш» и «Ж».

10

Знакомство с понятием твердый Знакомство с понятием «Твёрдый
и мягкий согласный.
согласный», «мягкий согласный». Введение
цветового символа «мягкий согласный».
Определение первого звука в слове (мягкий,
твёрдый согласный звук).
Совершенствование навыка чтения.
Знакомство с понятием твердый Развитие умения определять «мягкий»,
и мягкий согласный.
«твёрдый» согласный звук. Развитие умения
подбирать пару согласных звуков по
твёрдости и мягкости. Определение первого,
последнего звука в слове(характеристика
звука).
Звук и буква «Щ».
Знакомство со звуком и буквой «Щ»
Выделение звука на фоне слова. Решение
ребуса (составление слова по первым буквам
предложенных слов). Словоизменение.
Анализ предложения, схема предложения.
Звук и буква «Щ». Закрепление Выделение первого и последнего звука в
слове. Составление слова с заданным слогом.
образа букв «Ш», «Щ», «Ж».
Совершенствование навыка чтения.
Знакомство со звуком и буквой «Ч».
Звук и буква «Ч».
Определение «твёрдого» и «мягкого
согласного». Совершенствование навыка
чтения. Составление звуковой схемы слова.
Анализ и синтез слов с буквой
Умение определять звонки, глухой, твёрдый,
«Ч».
мягкий согласный звук. Составление
звукового анализа слова. Составление слов
из слогов. Совершенствование навыка чтения
(н/п игра).

11

12

13

14

15

Знакомство с понятием «звонкий» и «глухой
согласный». Выделение согласного из ряда
звуков. Выделение звука на фоне слова.
Составление звуковой схемы слова.
Знакомство с буквой «Ш». Определение
места звука в слове. Составление
предложения по картинке.
Выполнение слогового анализа слов. Подбор
слова на заданный звук. Развития навыка
чтения. Составление предложения с
заданным словом.Составление схемы
предложения.
Знакомство со звуком и буквой «Ж».
Определение места звука в слове.
Совершенствование умений различать
согласный звук по звонкости и глухости.
Чтение слоговой таблицы.
Сравнение звука и буквы «Ж» и «Ш».
Определение места звука в слове.
Совершенствование навыка чтения.

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Знакомство со звуком и буквой «Л».
Умение давать характеристику согласному
звуку. Определение места звука в слове.
Совершенствование навыка чтения.
Составление слова с заданным звуком.
Анализ и синтез слов с буквой
«Л».
Развитие фонематического восприятия.
Определение места звука в слове.
Составление предложения.
Звук и буква «Р».
Знакомство со звуком и буквой «Р»
Составление звуковой схемы слова.
Определение количества слогов в слове.
Совершенствование навыка чтения.
Дифференциация звуков «Р» и
Звуковой анализ слова. Определение
«Л».
характеристики согласного звука.
Совершенствование навыка чтения.
Звук и буква «Й».
Знакомство с буквой и звуком «Й».
Составление слов с буквой «Й». Составление
предложений с заданным словом,
составление схемы предложений.
Повторение понятий «глухой» и Деление слов на слоги. Чтение слов с буквой
«звонкий» согласный звуки.
«Й». Решение ребусов. Игры на развитие
Звук и буква «Й».
фонетического слуха.
Буквы «Я» и «Е».
Знакомство с гласными буквами «Я», «Е»
Повторение характеристики согласных
звуков. Определение места звука в слове.
Совершенствование навыка чтения.
Закрепление понятий
Чтение слогов с гласными буквами.
«твёрдый», «мягкий»
Составление звуковой схемы слова.
согласный.
Разгадывание ребуса (н/п игра).
Чтение прямых и обратных слогов, коротких
Буквы «Я» и «Е».
слов с гласными буквами. Составление
предложений, схема предложения. Решение
кроссвордов.
Буквы «Е» и «Ё».
Знакомство с буквой «Ё». Чтение прямых и
обратных слогов с буквой «Ё». Составление
предложений по картинке. Закрепление
понятий «твёрдый» и «мягкий» согласный.
Закрепление представления о
Повторение способов характеристики
буквах «Е», «Ё».
согласных звуков. Совершенствование
навыка чтения. Решение ребусов(н/п игра).
Буквы «Е», «Ё», «Я».
Составление предложений, схем
Закрепление представления о
предложений. Анализ предложений.
гласных.
Совершенствование навыка чтения.
Буква «Ю».
Знакомство с гласной буквой «Ю». Чтение
прямых и обратных слогов с буквой «Ю».
Синтез слов. Составление предложений.
Закрепление представления о
Чтение прямых и обратных слогов, коротких
«Ю».
слов с «Ю». Составление звуковой схемы
слов. Совершенствование навыка чтения.
Звук и буква «Л».

30

31

32

33

34

35

36

«Буквы «Е», «Ё», «Я», «Ю».

Чтение слогов, коротких слов с гласными
буквами. Закрепление представлений о
характеристиках звуков.
«Буквы «Е», «Ё», «Я», «Ю».
Закрепление представления о гласных
буквах. Синтез слов. Составление звуковой
схемы слов. Совершенствование навыка
чтения.
Анализ предложений. Составление схемы
Знакомство с предлогами «В»,
«ИЗ».
предложения. Составление предложений с
предлогом. Использование н/п игры
«Предлоги».
Знакомство с предлогами «НА», Анализ предложений. Составление схемы
«ПОД».
предложения. Составление предложений с
предлогом.
Знакомство с предлогом «ЗА»,
Анализ предложений. Составление схемы
«НАД».
предложения. Составление предложений с
предлогом.
Знакомство с предлогом «У».
Анализ предложений. Составление схемы
предложения. Составление предложений с
предлогом.
Закрепление пройденного
Повторение характеристики звуков. Анализ
материала.
слов. Синтез предложений. Решение ребусов.

Планируемые результаты освоения Программы третьего года обучения:
В результате усвоения программы результаты могут варьироваться в зависимостиот
индивидуальных особенностей ребёнка.
Личностные:
в результате освоения Программы у обучающихся:
сформирована
способность
к выражению
своего
отношения
к героям
литературных произведений, к их поступкам;
появляется положительная мотивация к совместной деятельности.
Метапредметные:
в результате освоения Программы обучающийся научится: владеть
навыком поиска ответов на вопросы в иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять короткиерассказы на
основе сюжетных картинок; заменять слово, предложение схемой); отмечать положительную
динамику в развитии художественного вкуса, интересак литературе и чтению.
Предметные:
в результате освоения Программы обучающийся:
владеет понятиями: предложение, слово, слог, звук;
может дать характеристику звуку (гласный – согласный, твёрдый – мягкий,глухой – звонкий);
выполняет слоговой синтез слов;
выполняет анализ предложений на слова, выкладывает схему предложения;
читает слоги, короткие слова с йотированными гласным.

Календарно-тематический план третьего года обучения
реализации Программы
на 2024-2025 учебный год
Старшая группа
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Всего

Тема занятия
Букварюшка встречает друзей.
Такие разные слова.
Внимательные ушки.
Морские приключения.
Звонит, не звонит.
Волшебный мешочек.
По дорожке из слов.
По дорожке слов.
В гости к друзьям.
У Мишутки в гостях.
Дин и Дон.
За горами за лесами.
Спасатели, вперёд!
Загадки от Букварюшки.
Скоро праздник Новый год!
Подарки под ёлочкой.
Лунтик в гостях у Букварюшки.
Игры с буквой Р.
Буря в волшебном лесу.
Игры с новой буквой.
Сложи слово.
Кто лучше.
Как спасти игрушки?
Задание от Букварюшки.
Ёжик и буква Ё.
Игры с Ежиком.
Веселые покупки.
Новая игрушка Мышонка.
Лунтик и его друзья.
Вылечим Букварюшку.
В гостях у сказки.
Поиграем в прятки.
Путаница.
Мы едем, едем, едем.
Где Мышонок?
Праздник у Букварюшки.
36

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Четвертый год обучения 6-7 лет
Задачи четвертого года обучения:
Обучающие:
1. Закрепить знания о звуках речи (гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые,мягкие);
2. Сформировать знания о твёрдом и мягком знаках, их роли в русском языке,познакомить
со знаками препинания;
3. Закрепить умение самостоятельно составлять предложения и производитьанализ
предложений с предлогами и без;
4. Сформировать умение разгадывать ребусы разными способами.
Развивающие:
1. Содействовать развитию художественного вкуса, интереса к литературе ичтению;
2. Создать условия для обогащения лексического запаса;
3. Содействовать увеличению объёма внимания, памяти.
Воспитательные:
1. Формировать и поддерживать познавательную мотивацию и устойчивыйинтерес к
чтению;
2. Формировать навыки сотрудничества, активности и самостоятельности.
Содержание четвёртого года обучения
№
занятия

Теория

1
2

Вводное занятие.
Актуализация знаний по теме
Слово», «Слог», «Звук».

3

Звуковой анализ слов.

4

Актуализация знаний о буквах
«Я, Е, Ё, Ю», их роли в русском
языке.
Актуализация знаний по теме
«Звуко-буквенный анализ слов»,
«Звонкие и Глухие согласные».
Актуализация знаний о твёрдых
и мягких согласных.

5

6

7
8

Звуковой синтез слов.
Звонкие и глухие согласные.
Звуковой синтез слов
«мягкие и твёрдые согласные».

Практика
Повторение пройденного материала.
Дифференциация «Гласные и согласные
звуки». Закрепление пройденных звуков и
букв. Выполнение анализа предложения с
предлогами и без. Деление предложений
на слова, слов на слоги.
Повторение пройденного материала
«Глухие и звонкие согласные»
Выполнение заданий по Букварю.Развитие
графо-моторных навыков.
Чтение слов с йотированными гласными.
Схема слова. Игры на развитие лексикограмматического строя речи.
Чтение таблиц со словами.Развитие
мелкой моторики.Письмо слов с парными
согласными. Работа со схемами слов.
Упражнение в звуко – буквенноманализе
слов.Игры на развитие фонематического
слуха.
Развитие графо-моторных навыков.
Выполнение задания в рабочих листах.
Д/и «Исправь ошибку». Игры на развитие
лексико-грамматического строя речи.

9

10

11
12

13

14

15
16

17

18

19

20

21

22

23

24

Понятие «Ударный гласный и
безударный гласный».

Упражнения в определении ударного
гласного. Игры на развитие
фонематического слуха.
Повторение и обобщение
Слоговой анализ.
пройденного материала.
Чтение таблицы со словами.
Составление предложений.
Слоговой анализ слов.
Д/и «Цепочка слов». Игры на развитие
слуховой памяти и внимания.
Понятия «Предложение»,
Анализ предложения на слова, вычленение
«Количество слов в
предлога.Развитие мелкой моторики.
Сложи узор (счётные палочки).
предложении».
Знакомство с ребусами. (различного
Понятие «Ребусы».
содержания). Игры на развитие
фонематического слуха.
Виды ребусов. Способы
Закрепление представлений о ребусах.
разгадывания ребусов.
Упражнение в разгадывании ребусов.
Развитие графо-моторных навыков.
Запись ребуса.
Упражнение в составлении ребусов. Игры
на развитие слухового внимания и памяти.
Деление слов на слоги.
Упражнение в чтении слов сложной
Определение количества слогов. слоговой структуры.Игры на развитие
лексико-грамматического строя речи.
Чтение слов со сложной слоговой
Схема слов.
структурой.
Упражнения в составлении схемы слова.
Выделение согласных – звонких, глухих.
«Фонетические шахматы».
Разгадывание логических загадок
(ДИ «Фонетические шахматы»).
Игры по командам.
Знакомство с мягким знаком.
Выполнение задания по Букварю.
Упражнение в чтении слов с «Ь». Развитие
мелкой моторики.
Мягкий знак в словах, показатель Чтение таблицы со словами.
мягкости.
Игры на развитие лексикограмматического строя речи.
Знакомство с разделительным
Чтение слов с разделительным мягким
мягким знаком.
знаком.Отгадывание загадок.
Развитие мелкой моторики.
Роль Ь в словах: разделительный Упражнения в определении роли «Ь» в
мягкий знак, мягкий знак на
словах. Выполнение задания по Букварю.
конце слов.
Игры на развитие слухового внимания и
памяти.
Изменение лексического
Мягкий знак. Придумывание предложений
значения слов с Ь и без.
со словами с «Ь». Игры на развитие
лексико-грамматического строя речи.
Знакомство с твёрдым знаком.
Упражнение в чтении слогов, слов с «Ъ».
Развитие графо-моторных навыков.

25

Твёрдый знак в словах.

26

Предложение. Знаки препинания
в конце предложения.

27

Схема предложения.

28

Роль знаков препинания в
предложении.

29

Интонация.

30

Устное народное творчество.
Басни. Короткие рассказы.

31

Знакомство с пословицами.

32

Актуализация знаний по теме
«Предложение».

33

Развитие речи.

34

Кроссворды.

35

Театр. Актёр. Режиссёр.

36

Итоговое занятие-прощание.

Чтение слов с «Ъ». Чтение таблицы.
Игры на развитие фонематического слуха,
восприятия.
Знакомство со знаками препинания «!?».
Игры на развитие лексикограмматического строя речи.
Упражнение в чтении предложений с
различными знаками препинания в конце.
Упражнение в составлении схемы
предложения. Развитие мелкой моторики.
Выполнение задания по образцу.
Упражнение в чтении сказок по ролям.
Игры на развитие слухового внимания и
памяти.
Составление предложений из слов.
Слоговой анализ слова.
Чтение коротких предложений. Подбор
картинок к прочитанному.Игры на
развитие лексико-грамматического строя
речи.
Чтение коротких предложений. Подбор
картинок к прочитанному.Игры на
развитие слухового внимания и памяти.
Чтение коротких предложений. Ответы на
вопросы по прочитанному.
Схема предложения.
Чтение коротких предложений.
Составление рассказа из данных
предложений.
Развитие мелкой моторики.
Разгадывание кроссвордов.
Развитие графо-моторных навыков.
Чтение предложений вопросительной и
восклицательной интонацией.
Игры на развитие слухового внимания.
Выполнение заданий по командам.
Повторение пройденного материала.

Планируемые результаты освоения Программы четвертого года обучения:
в результате усвоения программы результаты могут варьироваться в зависимостиот
индивидуальных особенностей ребёнка.
Личностные:
в результате освоения Программы у обучающихся:
сформирован навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных
ситуациях;
сформирован
навык организации
собственного
и коллективного
досуга,
самостоятельной познавательно-творческой деятельности.
Метапредметные:
в результате освоения Программы обучающийся научится:

использовать средства интонационной выразительности при чтении стихов,пересказе,
собственном творческом рассказе;
владеть универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по
правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Предметные:
в результате освоения программы обучающийся:
владеет понятиями гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие;
сформировал знание о твёрдом и мягком знаках и их роли в языке; выполняет звукобуквенный анализ и синтез слов;
самостоятельно составляет предложения, владеет анализом предложений спредлогами и
без;
владеет разными способами разгадывания (решения) ребусов.

Календарно-тематический план четвертого года обучения
реализации Программы
на 2023-2024 учебный год
Подготовительная группа
№
занятия

Тема занятия

Количество
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Итого

Путешествие в страну Фонетикус.
Переполох в сказочном королевстве.
В стране звуков.
Спор букв.
Кто важнее?
Колобок у Твердыша и Мякиша.
Спор согласных.
Лингвистическая сказка.
Ля-гуш-ка и слон.
Почему жук прогнал паука.
Спасение Букварюшки.
В стране рыцарей и драконов.
День рождения драконов.
Приключения снеговичка.
Алиса в Зазеркалье.
У Снежной королевы.
Зима в Простоквашино.
Приключения тигрёнка.
Фокусник.
Смешарики в гостях у Букварюшки.
О мягком знаке и его родном брате.
Два братца.
Путешествуем с Незнайкой.
Объеденная скатерть.
В гостях у Маши и Медведя.
Волк и лиса.
Лис и Мышонок.
В стране Читалия.
Машина школа.
За добрым словом.
Фиксики в гостях у Букварюшки.
Новые приключения Алисы.
На поиски букв из Книги знаний.
У Волшебника Изумрудного города.
На горке.
Вовка в гостях у Букварюшки.
36 занятий

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Методические и оценочные материалы
Формы подведения итогов и способы проверки результативности:
контрольные занятия;
результаты педагогических наблюдений
Диагностика
результативности
освоения
программного
содержания
дополнительной общеразвивающей программы в форме аттестации обучающихся
не проводится.
Педагогическая диагностика результатов освоения Программы осуществляется
педагогом дополнительного образования в начале и конце учебного года и
оформляется в виде диагностической карты. Диагностика результативности
отслеживается педагогом в течение всего года непосредственно в ходе
образовательного процесса с целью индивидуализации образовательного
процесса, учета склонностей, способностей и предпочтений воспитанников, а
также проводится в форме контрольных занятий (не менее 3 раз за учебный год),
открытых занятий.
Дидактические средства:
Пластиковое лото для малышей. Слоги. Учимся читать!
Развивающий набор «Слоговые домики»
Нейропсихологический набор «Учимся читать», 5+
Развивающий набор «Правильные буквы. Коррекция дисграфии»
Развивающий набор «Слоги и буквы»
Настольная игра с фонариками «Пряталки» юный сыщик, 5+
Развивающий набор «Домик для чтения», подготовка к школе
Пазлы для малышей.Деревянные . Азбука
Обучающая игра Tiki-Riki "Азбука в картинках"
Феникс-Премьер Глазастое чтение 4книги.
Феникс-Премьер Школа Быстрочтения.
Развивающая игра-домино «Пазлы-читазлы. Фрукты, овощи и ягоды», 4+
Развивающая игра-домино «Пазлы-читазлы. Транспорт», 4+
Развивающая игра-домино«Пазлы-читазлы. Животные», 4+
Развивающая игра-домино «Пазлы-читазлы. Алфавит», 4+
Дидактические игры и материалы «Букводомик»
Развивающий набор «Пальчиковые дорожки»
Пластиковое лото для малышей. Слоги. Учимся читать!
Набор пазлов-букв Азбука
Магнитная азбука. Творческая студия AnnPod

Теремки Воскобовича Ларчик
Набор букв и знаков Ларчик
Макси-пазлы "от А до Я" Синий трактор
Пазлы "Учимся читать по слогам. Новые слова"
Пазлы "Учимся читать по слогам. Сложные слова"
Набор магнитных букв А. 40шт.
Набор магнитных карточек для разбора предложения
Развивающиепазлы "Составь слово"
Развивающие пазлы. Читаем по слогам.и
Мягкие кубики "Азбука"
Магнитная азбука
Слоговые таблицы ( ГГ )
Картотеки:
игры на развитие фонематического слуха,
игры на развитие лексико-грамматического строя речи,
игры на развитие слухового внимания и памяти,
игры на развитие зрительного внимания и памяти,
пальчиковые игры,
картотека чистоговорок, стихотворных форм,
картотека предметных картинок на каждый звук,
картотека ребусов,
картотека кроссвордов.
ИКТ. Мимио-проекты и презентации.
Набор простых звуковых схем.
Комплект символических изображений звуков. (гласный, твёрдый и мягкий
согласный). На каждого ребёнка.
Набор графических схем предложений.
Букварь. Жукова Н.С.
Слоговые таблицы. ( ГС; СГ,ГСГ, СГС слоги со стечением согласных)
Набор карточек для чтения (односложные, двусложные слова, слова со сложной
слоговой структурой


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».