Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Учимся по сказке»

Описание образовательной программы

Дошкольное детство - особый период в развитии личности ребенка. Дети задают много вопросов, новая информация им интересна и необходима. В этот период память по скорости развития опережает другие психические процессы. Легкость, с которой дети запоминают стихи, считалки, сказки, образы, сюжеты, объясняется бурным развитием их природной памяти. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, т.к. усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширения связей ребенка с окружающим миром. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которым он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.

Цель педагога помогать и, играя, научить ребенка правильно запоминать. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехника  это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминания, сохранение и воспроизведения информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием - развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.

Мнемотехника включает в себя искусственные приемы запоминания информации. Занятия по мнемотехнике совершенствуют эффективность памяти, которая определяется тремя параметрами: Объем памяти, полнота и точность воспроизведения, прочность и длительность хранения информации. На совершенствование этих составляющих и направлена работа педагога на этих занятиях.

Актуальность и особенности программы:

Дошкольный возраст — это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей. Одной из них является мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника способствует формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач, содействует развитию интереса, мотивации к изучению нового, активному участию в образовательном процессе. Мнемотехника предполагает решение задач по речевому развитию, развитию мелкой моторики рук, развитию основных психических процессов: памяти, внимания,

мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование ее из символов в образы, что облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Новизна программы:

Особое место в решение задач улучшения памяти занимает осмысленная, интеллектуально насыщенная работа педагога над материалом, его творческий подход при проведении занятий, введение материала программы в уже имеющуюся систему знаний.

Программа по мнемотехнике «Учимся по сказке» развивает не только память, но и индивидуальные способности ребёнка, учит рациональным приемам обработки информации. Авторским вкладом является разработка перспективного планирования тем занятий, содержания занятий, написание текстов авторских сказок. Всё это реализуется через использование приёмов мнемотехники. Содержание произведений понятно и доступно детям, расширяет их опыт, формирует нравственные качества. Включена практическая часть

– работа с мнемотаблицами, коллажами, набором серии сюжетных картинок. Педагогу важно заинтересовать детей содержанием материала, создать мотивацию, психологический комфорт в детском коллективе. Ведь именно в памяти проявляется своеобразная форма внутреннего сотрудничества ребёнка с самим собой.Хочу такой сайт

Цель программы:

Выработать у детей приемы умственного труда, обучить их методам и приемам рациональной обработке получаемой информации. Развитие основных мыслительных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения.

В ходе занятий у детей начинают вырабатываться навыки культуры умственного труда:

1. Применение приемов мнемотехники.

2. Системность, увязывание любой информации, умение устанавливать связи.

3. Выделение главного, умение анализировать, выделение опорных точек.

4. Осознание логики построения материала, поиск закономерностей.

Реализация программы позволяет подобрать индивидуальный ключ запоминания и обработки информации каждому ребенку с учетом индивидуальных особенностей мышления ребенка. Развитие творческого, нетрадиционного видения мира.

Выработка особой структуры занятий позволяет заниматься с детьми без физического, эмоционального и психического напряжения.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Учимся по сказке» Документ подписан электронной подписью Серийный номер 250795864576837559433845704902184217507778640384 Директор/Заведующий Ковальская Инна Валерьевна Дата подписания документа 01.10.2025 21:24:56 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».