Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Веселая математика»
Описание образовательной программы
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед воспитателями детских садов стоит задача – совершенствовать весь воспитательно- образовательный процесс и улучшить подготовку детей к школьному обучению.
Математика дает большие возможности для развития познавательных способностей детей, которые в свою очередь являются базой для формирования математического мышления.
Математическое развитие ребенка – это не только умение считать и решать задачи, это также и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, умения оперировать предметами, знаками и символами. Развивать эти способности – наша задача. Математическое развитие является длительным и трудоемким процессом для дошкольников, так как формирование логического мышления требует обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Данная программа организует работу педагога и детей по подготовке дошкольников к обучению математике. В ее основу заложен принцип игрового развивающего обучения и принцип концентричности. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать занятия по математике максимально эффективными для того, чтобы обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Прививание ребенку знание из области математики, научить его выполнять различные действия – разовьет у него память, мышление, творческие способности. Программа предполагает личностно – ориентированный подход к каждому ребенку, а именно ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему, быть партнером, что позволяет детям применить свои способности, развивать свои склонности, сформировать опыт собственной творческой деятельности.
Учитывая современные тенденции развития образования, мы должны выпустить из детского сада любознательного, активного, принимающего заинтересованное участие в образовательном процессе ребенка, который обладает способностью решать интеллектуальные задачи.
Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков - это навык логического, творческого мышления.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – особая область познавательного развития, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.
Актуальность программы:
В настоящее время одной из ведущих тенденций в развития содержания образования в начальной школе является его ориентация не только на усвоение предусмотренных программой знаний и соответствующих умений, но и на общее развитие учащихся, включающее в себя развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти и других психических процессов. В учебном процессе активно используются новые программы, учитывающие эту тенденцию.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, потому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами математики. Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей.
Программа предусматривает углубление и расширение представлений детей о свойствах и отношениях предметов посредством игры нового содержания, в котором преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. В ходе освоения чисел педагог способствует осмыслению детьми последовательности чисел и место каждого из них в натуральном ряду. Это выражено в умении детей образовать число больше или меньше заданного, доказать равенство или неравенство группы предметов по числу, находить пропущенное число.
Освоение необходимой для выражения отношений, зависимостей терминологии происходит в интересах ребенку играх, творческих заданиях, практических упражнениях. В условиях игры, на занятиях педагог организует живое, непринужденное общение с детьми. В старшем и подготовительном дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения.
Новизна программы:
Программа математического развития детей дошкольного возраста содействует эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Программа разработана по принципу концентричности (от простого к сложному); каждая возрастная ступень является основой для следующей ступени. Содержание данной программы обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям.
В старшем и подготовительном дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к числам, цифрам, моделированию, выполнению простых арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
Цель данной программы:
Осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. Создать условия для успешной социализации на начальном этапе школьного обучения путем развития математических способностей, формирования учебной и мотивационной готовности детей к обучению в 1 – м классе школы.
Направленность данной программы:
Социально – педагогическая.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
В реализации программы участвуют дети старшего, подготовительного возраста.